Версия для
слабовидящих

Бальмонт Константин Дмитриевич

Константин Дмитриевич Бальмонт русский поэт-символист, переводчик. Один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе. Принято считать, что поэт происходил из дворянской семьи, имевшей, согласно семейным преданиям, скандинавские (по некоторым данным — шотландские) корни. Существует альтернативная версия происхождения фамилии Бальмонт. Некоторые исследователи указывают на то, что прадед поэта, сержант кавалерии екатерининского лейб-гвардейского полка, мог носить фамилию Баламут, которая впоследствии была облагорожена путём «переделки на иностранный лад». Все родственники поэта произносили свою фамилию с ударением на первый слог, поэт лишь впоследствии самостоятельно, как утверждал, «из-за каприза одной женщины», перенёс ударение на второй.

Родился Константин Дмитриевич 15 июня 1867 в сельце Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец поэта, Дмитрий Константинович Бальмонт (1835—1907), служил в Шуйском уездном суде и земстве. Мать, Вера Николаевна, урождённая Лебедева, происходила из семьи полковника, в которой любили литературу и занимались ею профессионально. Она выступала в местной печати, устраивала литературные вечера, любительские спектакли. Мать оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории, научив постигать «красоту женской души».

В семье Константин был третьим ребенком из семи мальчиков. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. Растроганный отец подарил Константину по этому случаю первую книжку. В 1876 году Бальмонт обучался в Шуйской гимназии, однако, вскоре был исключен из-за принадлежности к нелегальному кружку, который состоял из гимназистов, заезжих студентов и учителей, а занимался тем, что печатал и распространял в Шуе прокламации исполнительного комитета партии «Народная воля».

В конце 1885 года состоялся литературный дебют Бальмонта. Три его стихотворения были напечатаны в популярном петербургском журнале «Живописное обозрение». Это событие не было замечено никем, кроме наставника, который запретил Бальмонту печататься вплоть до завершения учёбы в гимназии. Расстроенный поэт уничтожил весь тираж.

Бальмонт до конца своей жизни считал себя революционером и бунтарём, он был отчислен и из Московского университета, и даже, трое суток отсидел в Бутырской тюрьме. Поэзия в интересах Бальмонта возобладала лишь позже; в юные годы он порывался стать пропагандистом и «уйти в народ».

Константин Бальмонт в возрасте 13 лет узнал английское слово selfhelp («самопомощь»), с тех пор полюбил исследования и «умственную работу» и работал, не щадя своих сил, до конца своих дней.

В 1894 году выходит сборник стихов К. Бальмонта, который стал отправным пунктом его творчества — «Под северным небом». В 1899 году его избирают членом Общества любителей российской словесности. Благодаря сборнику 1900 года «Горящие здания» Константин Дмитриевич приобретает всероссийскую известность и становится одним из лидеров символизма.

Бальмонт стал первым представителем символизма в поэзии, получившим всероссийскую известность. Он был одним из самых активных поэтов-символистов Серебряного века: ему принадлежат 35 опубликованных поэтических сборников и 20 книг прозы. Константин Дмитриевич писал абсолютно во всех жанрах: его перу принадлежат стихи, проза, автобиографии, мемуары, филологические трактаты, историко-литературные исследования, критические эссе.

Кроме того, он был уникальным переводчиком: переводил испанские песни; югославскую, болгарскую, литовскую, мексиканскую, японскую поэзию. Словацкий и грузинский эпос. Высокие оценки современников получили «Фейные сказки» (1905) — сборник детских сказочных песен-стилизаций, посвящённый дочери Нине.

Самым близким другом поэта был В.Я. Брюсов. Они познакомились в сентябре 1894 года в студенческом «Кружке любителей западноевропейской литературы». Брюсов писал об «исключительном» впечатлении, которое произвели на него личность поэта и его «исступлённая любовь к поэзии». Революцию, как ни странно, Бальмонт не принимает из-за её кровавых методов. В 1920 году поэт навсегда покинул родину. Он жил либо в Париже, либо в маленьких поселках на берегу Атлантического океана. Его литературная деятельность в этот период очень интенсивна: он писал статьи и очерки, посвященные русским, славянским и французским поэтам. Бальмонт очень болезненно переживал разлуку с Родиной, внимательно следил за происходящими в стране событиями и старался понять и осмыслить эти изменения.

В 1923 году К. Д. Бальмонт одновременно с М. Горьким и И. А. Буниным был номинирован Р. Ролланом на Нобелевскую премию по литературе.

Поэту удалось поставить своего рода рекорд: свыше полутораста его стихотворений было положено на музыку. Танеев и Рахманинов, Прокофьев и Стравинский, Глиэр и Мясковский создали романсы на слова Бальмонта.

Поэзия К. Бальмонта не похожа ни на что. Валерий Брюсов назвал ее поэзией «запечатленных мгновений». Миг, мимолетность определяют философский принцип стихов Бальмонта. Мгновение — это символ вечности, вот о чем говорит нам поэт. И он, вырвав этот миг из вечности, навсегда запечатлевает его в слове.

Многие биографы поэта считают судьбоносным для него число 42. В 1942 году умерла его первая жена, Лиза Гарелина; в 42 года Бальмонт посетил Египет, о котором он мечтал с детства; в 42 года он пережил творческий кризис; он родился через 42 года после восстания декабристов и всю жизнь жалел, что не оказался с ними на Сенатской площади.

В память о К. Д. Бальмонте на проспекте Ленина города Шуя расположен Литературно-краеведческий музей имени К.Д. Бальмонта. Это первый в России музей, отражающий судьбу, творчество и наследие поэта Серебряного века и раскрывающий историю его родины – шуйской земли. Литературная коллекция представлена уникальными предметами, принадлежащими Бальмонту, включая библиотеку, документы и все его издания.

На въезде в деревню Гумнищи, в стороне от дороги, на месте бывшего парка установлен памятный знак. Каждый год в середине июня в Шуе проходят бальмонтовские чтения, на них съезжаются исследователи жизни и творчества поэта из разных городов России и родственники, разбросанные по всему земному шару. В самой Шуе тоже проживает много Бальмонтов, один из них внучатый племянник Михаил Юрьевич Бальмонт. На свои средства Михаил Бальмонт установил памятные доски на второй школе (бывшей гимназии) и доме Бальмонтов на Садовой улице и выпускает литературный альманах "Солнечная пряжа".

12 мая 2011 года в Вильнюсе (Литва) был открыт памятник Константину Бальмонту, созданный на частные пожертвования, а также при участии литовской ветви потомков Бальмонта. Памятник установлен в небольшом парке рядом с посольством РФ в Литве, в одном из красивейших районов Вильнюса.

Авторами монумента стали скульптор Миндаугас Шнипас и архитектор Таурас Будзис. Выполнен он из металла, а смотрится, как ствол дерева. Поэт изображен в своей артистически заломленной шляпе, вгляд устремлен в неведомую даль времен. Таким его видели на улицах Вильнюса и Каунаса, где в межвоенные годы он не раз выступал на поэтических вечерах...

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

О поэте:

Музей: