Чарская Лидия Алексеевна
Лидия Алексеевна Чарская – русская детская писательница, поэтесса, актриса. Ещё совсем недавно ни о Лидии Чарской, ни о её творчестве большая часть отечественных читателей ничего не знала. Однако, в России стали вспоминать забытые имена. И среди тех, кто вновь вернулся из небытия к читателям - замечательная русская писательница Лидия Алексеевна Чарская.
Лидия Алексеевна появилась на свет, предположительно, 19 января 1875 года в Царском селе, в некоторых источниках как место рождения указывается Кавказ, также есть упоминание о том, что на самом деле писательница родилась в 1876 году. Её настоящая фамилия - Воронова. Сведений о семье мало. Отцом был военный инженер, Алексей Александрович Воронов. Мать - Антонина Дмитриевна Крахоткина, о которой практически ничего не известно, скончалась в родах. Именно поэтому в произведениях Лидии Чарской так часто встречается мотив сиротства. Если верить автобиографической повести Чарской «За что?», воспитывалась она в основном сестрами покойной матери.
Отец женился повторно, и у Лидии появились сводные братья и сёстры. Ей было тяжело свыкнуться с новой мамой, не раз она сбегала из дома. Тогда было решено отправить её в Павловский женский институт в Петербурге, где девочка провела семь лет. Здесь она увлеклась чтением и сочинительством. С 10 лет Лида пишет стихи, в 15 она начинает вести дневник.
В 1893г. Лида Воронова с отличием заканчивает институт и вскоре выходит замуж за молодого офицера Бориса Чурилова. Вскоре Бориса направляют на службу в Восточную Сибирь, а Лидия с маленьким сыном Юрием остаётся в Петербурге.
В августе 1897 года Лидия подала прошение о приёме на драматические курсы в Императорское Санкт-Петербургское Театральное училище. На третьем курсе, играя в экзаменационных спектаклях в Михайловском театре, впервые начала использовать фамилию-псевдоним Чарская. Какой смысл вложила в это звучное слово Лидия Алексеевна, нам не известно. Но можно предположить, что оно родилось по аналогии со словами «чары», «очарованье», «колдовство». Роли ей доставались второстепенные, эпизодические, жалованье тоже было невелико.
И вот однажды, решив подыскать себе какой-то дополнительный заработок, она зашла в издательство узнать, не нужна ли им переписчица. В издательстве попросили принести образцы почерка, и Лидия Алексеевна предложила посмотреть свои дневники, которые вела на протяжении институтской жизни. Через неделю Чарская получила телеграмму, в которой издательство поздравляло её с готовой книгой. Таким, чудесным образом появилась на свет повесть «Записки институтки», а журнал «Задушевное слово» товарищества М.О.Вольф стал регулярно печатать новые произведения пока ещё никому не известной молодой писательницы, произведения яркие, искренние и занимательные.
«Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «За что? Моя повесть о себе» — первые повести, покорившие детскую и юношескую аудиторию России. А следом, казалось, бесконечным потоком хлынули новые повести, стихи, рассказы, сказки, пьесы. Не остались без внимания писательницы и взрослые читатели. И каждое произведение ждал потрясающий успех.
Многие повести и романы «Сибирочка», «Записки гимназистки», «Смелая жизнь» и др. переводились на иностранные языки: немецкий, польский, чешский, французский, английский. Вскоре была учреждена стипендия для гимназисток имени Лидии Чарской.
Ошеломляющий успех мало что изменил в жизни Лидии Вороновой. Она по-прежнему считала своим призванием не литературу, а театр. Старательно играла второстепенные роли. Кроме того, основной доход книги приносили издателям, а не автору. За переиздания Чарской вовсе ничего не платили.
Муж Лидии Алексеевны, Борис Чурилов, погиб на германском фронте, надо было одной растить сына. Богатых родственников не было, надеяться она могла лишь на себя, на свой талант и трудолюбие.
Молодая писательница стала кумиром подростков. Самой же любимой повестью Чарской среди подростков была «Княжна Джаваха». Многие верили в истинность описанных событий и приходили на Новодевичье кладбище, чтобы найти могилу княжны Нины. Одна из читательниц даже посвятила Джавахе стихотворение: «О да, тебя любили боги, Светло-надменная княжна!» – вскоре эту поклонницу Чарской будет знать вся Россия как поэта Марину Цветаеву.
В 1913 году журнал «Задушевное слово» писал: «В истории новейшей детской литературы, на наших глазах произошёл факт совершенно необыкновенный: появилась писательница, которая буквально заполонила сердца юных читателей, стала их кумиром, писательница, произведениями которой дети всех возрастов зачитываются, писательница, которую они ставят рядом с величайшими корифеями русской художественной литературы».
Л.А.Чарская была мастером короткого рассказа, особенно ей удавались святочные и пасхальные рассказы. Чарская считается автором, по одним источникам, более 80, по другим, 160 повестей и романов. За 20 лет творчества из-под пера писательницы вышли 20 сказок и 200 стихотворений.
В отчётах библиотек Российской империи библиотекари отмечали повышенный интерес к произведениям Л.А.Чарской. Было замечено, что дети за исследуемый период времени (1911г.) 792 раза заказывали книги Чарской и лишь 232 раза — книги Ж. Верна.
А в анкете, подготовленной одной из детских библиотек, на вопрос «Чем не нравится библиотека» был получен ответ: «Нет книг Чарской».
После Октябрьской революции жизнь Чарской резко изменилась: она оказывается в ряду запрещённых авторов из-за своего дворянского происхождения и «буржуазно-мещанских взглядов». Читать её не только не рекомендовалось, но и запрещалось, ведь в её книгах было всё то, что отрицала советская власть. Писательницу не заключали в тюрьму, не отправляли в ссылки, но с 1917 года она жила в обстановке запретов и явной враждебности. Её произведения были изъяты из библиотек и уничтожены.
Последняя публикация Чарской, повесть «Мотылёк», так и осталась неоконченной, журнал «Задушевное слово» закрылся в 1918 году. В 1924 г. Чарская была уволена из театра. Лидия Алексеевна разделила судьбу своих маленьких читателей. Голод, нищета, унижения – всё было. Корней Чуковский, бывший столь непримиримым к её творчеству, помог ей получить переводы и заработать кое-что на хлеб.
С первых лет советской власти ей запрещено было печататься и под собственным именем, и пользоваться псевдонимом, принесшим ей славу. Четыре тоненькие книжки для малышей, которые ей удалось издать в 1920-е годы, вышли под убогим мужским псевдонимом Н. Иванов. Она жила на маленькую актерскую пенсию, тяжело болела. Вскоре чиновниками Наркомпроса было решено изъять все книги Чарской из библиотек. Именно из-за этого в настоящее время весьма сложно составить полную библиографию её произведений.
Но были люди, не оставившие в те тяжкие годы Лидию Алексеевну. Соседские девочки тайком приносили ей что-нибудь поесть. Сын Лидии Алексеевны Юрий Чурилов, стал военным и в тридцатые годы служил на Дальнем Востоке (по другим сведениям, он погиб ещё в Гражданскую).
18 марта 1937 г. в возрасте 62 лет Л.А. Чарская умерла в полной нищете (в комнате не осталось даже стула). Скромная могила Лидии Чарской на Смоленском кладбище Санкт - Петербурга не забыта. Кто-то ухаживает за ней, приносит цветы.
Если бы взрослые знали, что ждёт впереди маленьких читателей Чарской… Быть может, именно Чарская продлила детство многим мальчикам и девочкам десятых – двадцатых годов XX столетия. Но могла ли она укрепить их сердце, волю, научить терпению и мужеству?
В настоящее время книги Л.А. Чарской вновь издаются после более чем семидесятилетнего перерыва.
В 2003 году режиссёр В. Грамматиков снял фильм «Сибирочка» по одноимённой повести Лидии Чарской.
Полезные ссылки:
http://charskaya.lit-info.ru/http://az.lib.ru/c/charskaja_l_a/
Книги:
https://www.bookol.ru/author/lidiya-alekseevna-charskaya.htmhttps://bookscafe.net/author/charskaya_lidiya-5543.html