Версия для
слабовидящих

О детской литературе и чтении

    Круг детского чтения меняется с каждой эпохой, с изменением исторических условий, общественных, религиозных и семейных традиций, идеологических установок, художественных вкусов, программ воспитания и образования.
    С рождением первых произведений для детей делаются попытки их осмысления, появляются отдельные высказывания о целях, задачах и особенностях детских книг. Самое древнее такое высказывание относится к 1491 году, когда составитель первой рукописной книги для детей Дмитрий Герасимов сравнил детскую книгу с материнским молоком.
    В последующие века наиболее прогрессивные писатели, критики, издатели в своих трудах обращались к вопросам детского чтения и детской литературе и занимали активную позицию, отстаивая интересы ребенка на особое пространство в литературе.
    В XIX – начале XX века статьи по детской литературе появляются систематически: их количество с годами все более увеличивается. Создается профессиональная критика, закладывается фундамент ее теории, публикуются исследовательские работы, выходят теоретические труды обобщающего характера, книги по вопросам детской литературы и чтения, появляются библиографические указатели, изданной для детей литературы.
   Представляем отдельные из них:
    Белинский В. Г. О детской литературе: сборник / В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов; [сост. В. В. Терновский и Н. И. Якушин; худ. Н. Воронова] . - 2-е изд., перераб. и доп. . - Москва : Детская литература, 1983. - 430 с.
   В сборнике собраны статьи и рецензии В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, посвященные детской литературе и детскому чтению, адресованы всем, кто занимается или интересуется проблемами истории, теории детской литературы и методики детского чтения.
    Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста [Текст: электронный ресурс] : кн. для воспитателей Е. Н. Водовозовой / Е. Н. Водовозова. – 6–е изд., испр. – Санкт–Петербург : Типография М. М. Стасюлевича, 1907. – 364 с., ХХIU с.
Русская детская писательница, педагог, мемуаристка Елена Николаевна в данном издании дает оценку чтению детей во время царствования Екатерины II, в других главах поместила круг литературы, с которым предлагает знакомить ребенка в разные годы его жизни.
    Феоктистов И. К вопросу о детском чтении / Ив. Феоктистов. – 2–е изд., доп. – Санкт–Петербург : Типография П. П. Сойкина, [1903]. – 297 с.
   Мы предлагаем пользователям почитать эти издания в электронной версии.
    После 1917 года изучение детской литературы перешло из разряда общественных инициатив в разряд государственных задач, забота о книгах для детей, об их издании и популяризации, об организации чтения и обучения чтению – включается в государственную программу развития образования. Были созданы государственные институты, учреждения, которые занимались вопросами истории, теории, критики, развития детской литературы и детского чтения, изданием детских книг и журналов о детской литературе и чтении, в частности издательство «Детская литература» и журнал «Детская литература». В фонде библиотеки сохранились сборники критических статей и методических материалов, которые выходили в издательстве «Детская литература и номера журналов «Детская литература» с которыми мы предлагаем познакомиться.
    На рубеже XX—XXI веков активизировалась работа по созданию словарей, указателей, критических статей, обзоров по отдельным произведениям и творчеству писателей, обобщающих трудов и учебников по детской литературе.
    В детской книжке всегда имеется полноправный соавтор писателя - художник. Особенное мышление ребенка требует сопровождать литературный текст рисунками художника. Книга для детей – цельный организм, в котором все взаимодействует, живет, движется, подчиняясь единому изобразительному замыслу и художественной логике.