Версия для
слабовидящих

Спуск на воду первого военного корабля в России

Возникновение и развитие русского флота принято связывать с эпохой правления Петра I. Однако, кто знает, как сложилась бы история российского кораблестроения, если бы ещё раньше, во второй половине XVII века, России не пришлось защищать свои торговые суда на Каспийском море. Первый русский военный корабль "Орёл" заложил ещё царь Алексей Михайлович 29 июня 1667 года.

Первенец русского военного флота

Предыстория его появления была такова. В 1664 г. персидский шах Аббас II усилил торговые отношения с Россией и дал многие исключительные привилегии русским купцам. Через три года шах попросил у России дозволить особой армянской компании, состоящей из персидских подданных, производить торг шёлком-сырцом через Россию. Разрешение было получено, и при этом русские брали на себя охранение провозимых товаров за особую плату. Конечно, это вызвало необходимость завести у нас военные суда для плавания по Волге и Каспийскому морю.

Выход в Прикаспийский регион требовал от царя новых решений. Помимо экономических задач важным вопросом стала оборона торговых судов от вражеских кораблей и нападений разбойников.

Безусловно, русские испокон веков воевали на кораблях, торговали и путешествовали вплавь. Однако выход в Каспий требовал максимально защищённого и маневренного судна – фактически плавучей крепости с мощной артиллерией и военной силой на борту.

«Орёл» – это первый русский корабль. Деталей конструкции и внешнего вида фрегата не сохранилось – в те времена судостроители не делали чертежей, также не существовало традиции изготавливать предварительные модели. Согласно изображениям, воссозданным по записям мастеров и капитана корабля, первенец русского военно-морского флота был оснащён парусами и укреплён множеством металлических деталей. На вооружении у фрегата длиной 25 метров и шириной 6,5 метра состояли 22 пушки.

«Орёл» был непохож на обычные боевые русские плоскодонные однопарусные ладьи, барки и струги. Судно больше всего напоминало голландские двухпалубные трёхмачтовые военные корабли. Их конструкция и паруса позволяли ходить под довольно крутым углом к ветру.

Колыбель военно-морского флота России

Луховицкое село Дединово стало родиной первого военного судна неслучайно. Оно располагается недалеко от стрелки Москвы-реки и Оки. В то время в Коломенском уезде, которому принадлежало село, уже строили деревянные суда для перевозки рыбы, хлеба и соли по реке, а Ока в то время была главной транспортной артерией Российского государства. Конечно, для нового корабля требовалась лучшая древесина и железо. Коломенский уезд был богат дубовыми лесами, поэтому доски и брусья, как и уголь, брали тут же, у местных крестьян. А вот пригодное корабельному делу железо поставляли тульские и каширские заводы.

«Нужно было очень много металла для креплений – это было одной из причин строительства судна здесь: недалеко находились металлургические заводы. На русских кораблях в качестве креплений использовали деревянные гвозди или мягкие крепления, сделанные из вываренных корней можжевельника, еловых веточек, лыка. Их очищали, скручивали и, как верёвками, стягивали. Даже есть такое выражение: "шить ладью". Металлические крепления раньше были, но дорого стоили, поэтому использовали природные материалы», – рассказал руководитель Дединовского краеведческого музея Сергей Кочетков.

К началу правления Алексея Михайловича в Дединове уже хорошо была налажена судостроительная инфраструктура. Однако только после заказа «Орла» это небольшое место для постройки кораблей расширилось до масштаба верфи. Она обрела статус государственной, за работу верфи руководитель отвечал непосредственно перед царем. Такая система судостроения впредь, в петровскую эпоху, стала основной.

«Верфь – это предприятие мануфактурного типа. Так, судостроительное место в Дединове обросло цеховыми постройками: кузницей, полотняной мастерской, складскими помещениями для просушки леса, токаркой.»

Как корабль назовёшь…

В соответствии с царским указом, в качестве гальюнной фигуры на корабле предписывалось установить изображение орла, но в реальности по тем или иным причинам выполнили фигуру льва, что, впрочем, было традиционным решением для тогдашнего судостроения. Изображение же двуглавого орла нашло своё место на кормовой стенке юта среди травного узора. Там же, над фигурой двуглавого орла, было вырезано и название корабля — «Орёл».
Его название связано с ещё одним знаковым для государства событием: в 1667 году изображение двуглавого орла на печати Московского царства впервые в официальном документе названо гербом.

Если раньше изображение двуглавого орла использовали лишь в качестве печати на документах, подтверждающих волю царя, то теперь отличительный знак России возвышался на корме и носу фрегата, а также на корабельных флагах. А поскольку цвет флага на русском корабле тогда ещё не имел того значения, которое он обрёл позже, двуглавый орёл в центре полотнищ пока оставался главным отличительным знаком российского фрегата.

Корабль «Орёл» размерами был очень мал: длиной 80 футов, шириной 21 фут и сидел на 5 футов в воде. На корабле было 20 иностранцев, и к ним прибавилось в Казани 35 нижегородских стрельцов для охраны во время пути. Почти четыре месяца понадобилось флотилии, чтобы добраться до Астрахани.

Чем российский триколор обязан «Орлу»?

Флаги никогда прежде не ставили на русских кораблях. Их заменяли воинские знамёна отдельных родов или войсковых частей, главным среди которых был Государев стяг. Более того, историки предполагают, что на момент создания фрегата «Орёл» собственного государственного флага у России не было.

Однако международная традиция требовала символа, который помогал бы различать корабли разных стран в открытом море. Так, с первым военным фрегатом «Орёл» связано и рождение российского флага – бело-сине-красного триколора.

Традиция использовать флаг только формировалась, и цвета определялись в процессе строительства корабля. По одной из версий, выбор был, вероятно, предопределён русскими традициями или связан с наиболее распространенными цветами знамён войск — малиновыми, алыми, белыми, лазоревыми. Также именно эти цвета чаще всего встречаются в русских народных нарядах.

Традиция использовать флаг только формировалась, и цвета определялись в процессе строительства корабля. По одной из версий, выбор был, вероятно, предопределён русскими традициями или связан с наиболее распространенными цветами знамён войск — малиновыми, алыми, белыми, лазоревыми. Также именно эти цвета чаще всего встречаются в русских народных нарядах.

Несмотря на различные версии о том, как выглядел первый российский флаг, именно триколор с золотым двуглавым орлом впоследствии стал личным штандартом Петра I, под которым он плавал в Архангельске. Считается, что император сначала во многом копировал отца. При этом по указанию Петра I с 1712 года на военных кораблях стали поднимать белое знамя с косым синим крестом, которое с тех пор является военно-морским флагом.

Память о корабле «Орёл» увековечена в профессиональном празднике. В 2017 году в календаре памятных дат появился День кораблестроителя, который отмечается ежегодно 29 июня.

Память:

Памятник фрегату «Орёл», село Дединово, Московская область

Мемориальная доска первому русскому военному кораблю «Орёл», село Дединово, Московская область

Существует мнение, что корабль «Орёл» был изображён художником Конраадом Деккером и именно по этой картине голландский мастер Герман ван Болес создал очертания кораблика на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. В честь фрегата «Орёл» назван первый многоразовый пилотируемый космический корабль России «Орёл».

В нумизматике:

Серебряная памятная монета 3 рубля 2018 г. 15 августа 2018 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 3 рубля «350-летие отечественного государственного судостроения» с изображением фрегата «Орёл» на фоне силуэтов современных судов.

Памятный Жетон 1 империал Корабль «Орёл», 2016 год.

В филателии:

Марка 1971. История отечественного флота. Парусные военно-морские суда. Первый парусный корабль России «Орёл»

Конверт с изображением первого русского военного корабля «Орёл»

В фалеристике:

В живописи:

Голицын В.М. Первый русский военный корабль «Орёл». Центральный военно – морской музей, г. Санкт – Петербург

Овчинников В.И. Спуск на воду корабля «Орёл»

Полезные ссылки:

https://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/legendarnyj_orol_445.htm
http://casp-geo.ru/k-350-letiyu-so-dnya-spuska-na-vodu-pervogo-russkogo-fregata-oryol/
https://aprosh.livejournal.com/352888.html
https://alternathistory.com/oryol-pervenets-rossijskogo-flota/