Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой «Геннадиевской библии», которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века. Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях напротив него переводчик делал пояснение: «книжный дом».
Первая библиотека в Древней Руси основана в 1037 году Ярославом Мудрым в Софийском соборе в Киеве. Первое и единственное упоминание о книгохранилище приведено в «Повести временных лет», оно датируется тем же 1037 годом. Там пишется: «Ярослав же любил книги, и много написанного положил в церкви святой Софии, которую создал сам».
Великий киевский князь Ярослав Мудрый прославился многими своими достижениями. Известно, что народ любил его за доброе, справедливое отношение к людям. Он сумел повысить уровень образования в своих владениях и улучшить благосостояние народа. За годы правления князя было написано книг больше, чем за всё время существования Киевской Руси. И чтобы всё это рукописное достояние могло перейти наследникам, нужно было найти надёжное место для хранения. Этим местом стала библиотека Ярослава Мудрого.
В течение веков библиотеку Ярослава Мудрого не раз искали многие учёные. Некоторые искусствоведы подвергали сомнению существование книгохранилища. Других каких-либо источников, подтверждающих его истинное местонахождение, найдено не было.
Каждая рукописная книга была подлинным шедевром. Бумаги ещё не существовало, тексты были написаны на пергаментах, которые были сделаны из кожи молодых телят или овец. Чтобы создать одну книгу средних размеров, была необходима кожа целого стада телят.
Бумагу стали использовать лишь с XV века. Писали чернилами и гусиными перьями. Практически все древнерусские рукописи украшены орнаментами, а многие и иллюстрациями — миниатюрами. Заглавия (особый вид орнамента, предваряющий книгу, главу или статью книги) и начальные буквы писали киноварью — ярко-красной краской, иногда обводили золотом, а в самых дорогих книгах заглавия и буквицы были полностью золотыми.
Над книгами большого объёма нередко работало несколько человек, что приводило к неоднородности и шрифта, и миниатюр. Чтобы изготовить несколько экземпляров книги, надо было её переписать и перерисовать вручную. Одинаковых книг тогда не было. Конечно, рукописные книги не могли быть широко доступны. Пергамент во все времена был дорог, работа писцов, тративших по нескольку месяцев, а то и лет, на одну книгу, стоила тоже недёшево, а о работе изографа и дорогих красках (например, золотой) и говорить не стоит.
Какие книги входили в библиотеку Ярослава Мудрого? Скорее всего, переведённые с греческого произведения, которые стали популярны в Древней Руси и сохранились в более поздних списках. Для образованных, книжных, людей представляли интерес «Хроники» Георгия Амартола, Иоанна Малалы и Георгия Синкелла. Это фундаментальные исторические сочинения, излагающие события всемирной истории с сотворения мира
Некоторые книги из библиотеки своего отца увезла во Францию в 1048 году, как приданое, младшая дочь Ярослава Мудрого — Анна Ярославна. Став женой французского короля Генриха І, она, соответственно, стала королевой Франции. Одна из привезённых ею книг - рукописное Евангелие. Книга стала знаменитой под названием «Реймское Евангелие», и все французские короли, до Людовика XIV, вступая на королевский престол, присягали именно на этой древней книге из библиотеки Ярослава Мудрого.
В 1240 году после продолжительной осады город был занят войсками хана Батыя, а впоследствии разрушен и сожжён практически до основания. С тех пор библиотека потерялась из поля зрения историков. Вот уже на протяжении семи веков исследователи пытаются найти её следы, но без особого успеха.
Наиболее популярной остаётся версия, которая появилась во второй половине 80-х годов двадцатого века. В то время стали доступными для проведения исследований, многие секретные архивы. Согласно записям, стало известно, что в 1934 году во время строительства загородной резиденции на территории, где ранее располагался Межигорский монастырь, рабочие выявили подвал, доверху наполненный древними книгами. Книги были рукописными в массивных кожаных переплетах и большого формата. Могла ли находка быть сокровищем Ярослава?
Как могли книги из библиотеки Ярослава Мудрого попасть в Межигорский монастырь?
Межигорье, живописная территория, расположенная в 20 километрах от города Киева вверх по течению реки Днепр. Ярослав Мудрый построил здесь неподалёку, в Вышгороде, свой княжеский замок. Последние два года своей жизни, великий князь прожил здесь, вдали от городской суеты столицы. Ярослав работал над подготовкой первого правового кодекса «Русская правда». В этой кропотливой работе он не мог обойтись без дополнительного изучения литературы по конкретному вопросу, таким образом, соответственно можно сделать предположение, что часть библиотеки могла быть с ним. Эти книги после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году и могли оказаться в Межигорском монастыре.
Память:
Памятники Ярославу Мудрому:
В живописи:
Художественные, документальные и учебные фильмы, видеолекции о Ярославе Мудром:
https://информа.рус/ярослав-мудрый/фильмы/Полезные ссылки:
https://fb.ru/article/388402/biblioteka-yaroslava-mudrogo-istoriya-opisanie-i-interesnyie-faktyi
http://zudotworez.pravorg.ru/den-pravoslavnoj-knigi/biblioteka-yaroslava-mudrogo/
http://www.univer.omsk.su/pages/hbwork/1.htm