Всего за несколько десятилетий воздушный флот России прошёл большой эволюционный путь: от деревянного биплана до сверхзвукового пассажирского самолёта. В 20-х годах ХХ века начала активно развиваться гражданская авиация.
9 февраля в России отмечают День гражданской отечественной авиации. Профессиональный праздник был учреждён указом Президента РФ Владимира Путина в 2013 году. Дата выбрана не случайно, именно 9 февраля 1923 года в нашей стране возник воздушный флот, главная задача которого состояла в перевозке пассажиров.
Ровно 100 лет назад Совет труда и обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации». Россия с её огромными расстояниями остро нуждалась в пассажирских авиаперевозках. С тех пор и по настоящее время авиация составляет важнейшую часть транспортной системы нашей страны.
Ежегодно услугами отечественных авиакомпаний пользуются десятки миллионов человек. Авиастроительные заводы появились в Российской империи ещё до начала Первой мировой войны. В 1909 году по проекту французской фирмы «Фарман» на заводе «Дукс» в Москве был построен первый аэроплан «Фарман IV». Московские самолёты сразу же стали одними из лучших русских летательных аппаратов того времени. В августе 1913 года на модели «Ньюпор IV» дуксовского производства («Дукс No 3») лётчик штабс-капитан Пётр Николаевич Нестеров впервые в мире выполнил «мёртвую петлю», впоследствии названную его именем. Всего за 1910-1917 годы «Дукс» построил более 1 750 самолётов разных моделей — это треть от всех построенных в то время в России.
Следом за военной авиацией началось развитие гражданских авиаперевозок. В 1913 году в воздух поднялся биплан «Илья Муромец» — первый в мире пассажирский самолёт с отоплением, электрическим освещением, спальной комнатой и туалетом. Летательный аппарат спроектировал авиаконструктор Игорь Сикорский.
В 1922 году была открыта первая международная регулярная воздушная линия СССР Москва — Кёнигсберг. А через год появилось Российское общество добровольного воздушного флота — «Добролёт», предшественник Аэрофлота. В течение следующего десятилетия было спроектировано множество различных моделей отечественных самолётов, которые к 1935 году полностью вытеснили зарубежные аналоги.
Советским лётчикам удалось совершить несколько впечатляющих перелётов, так в 1934 году самолёт АНТ-4 «Страна Советов» на пути из СССР в США за 141 час и 45 минут преодолел расстояние в 21 242 километров. А в 1937 году лётчик-испытатель Валерий Чкалов на самолёте АНТ-25 совершил первый в истории беспосадочный перелёт из СССР в США через Северный полюс.
Великая Отечественная война приостановило дальнейшее развитие гражданской авиации. Первый отечественный пассажирский самолёт Ил-12 для массовых перевозок был выпущен в 1947 году. Он мог вмещать до 32 человек и совершать рейсы на расстояние до 1250 километров.
В 1948 году началась эксплуатация многоцелевого самолёта Ан-2, который до сих пор продолжает оставаться важным звеном гражданской авиации.
В 1952 году состоялся первый рейс реактивного лайнера Ту-104 из Москвы в Иркутск. Полёт длился 7 часов 10 минут. Через год в воздух поднялся дальнемагистральный турбовинтовой самолёт Ту-114. Это был самый большой в мире скоростной пассажирский лайнер и мог разместить на борту до 200 человек. В 1967 году ему на смену пришёл Ил-62 с хвостовым размещением двигателей.
В 1968 году в воздух поднялся Ту-154, который стал самым массовым самолётом отечественного производства. В 70-е в сфере гражданской авиации началась сверхзвуковая гонка. Ответом британско-французскому «Конкорду» стал Ту-144, который мог летать со скоростью 2500 км/ч.
В 80-е годы советским конструкторам удалось установить сразу несколько рекордов. Сверхгрузовик Ан-124 «Руслан» смог поднять 171,2 тонн груза на высоту 10 750 метров. Также на испытания вышел гигантский шестидвигательный самолёт Ан-225 «Мрия», самый большой в мире. Его основным назначением была транспортировка космического корабля «Буран» и блоков ракеты-носителя «Энергия».
После распада СССР появилось несколько десятков самостоятельных авиакомпаний, а авиастроительная отрасль столкнулась с большими экономическими трудностями и конкуренцией со стороны западных авиастроительных корпораций.
В 1993 году началась эксплуатация самолёта Ил-96 — первого отечественного дальнемагистрального широкофюзеляжного самолёта, рассчитанного на 300 пассажиров. В историю мировой гражданской авиации вошёл как самый безопасный пассажирский самолёт. Этот лайнер не стал массовым - Ил-96 производится штучно.
В 2011 году в авиакомпании поступил «Сухой Суперджет-100», совершенно новый самолет, разработанный в России. В 2017 году авиакомпаниям удалось побить рекорд СССР по показателю пассажирооборота в 1990 году — 243,8 пкм (показатель объёма перевозок пассажиров, который отражает количество пассажиров, проехавших общее количество километров за один год).
И, наконец, в 2020 году состоялся первый полёт перспективного среднемагистрального самолёта МС-21-310, оснащённого новейшими двигателями российского производства ПД-14. Этому лайнеру ещё предстоит занять своё место на быстроменяющемся рынке авиаперевозок.
Интересные факты о самолётах:
- Слово «самолёт» впервые употребил журналист и писатель Аркадий Васильевич Эвальд в статье «Воздухоплавание», которая была напечатана в 1863 году в газете «Голос», где он впервые в России предложил идею подобного летательного аппарата.
- Ни один самолёт в мире не производится в одной стране целиком и полностью. Различные узлы и детали закупаются у производителей из самых разных частей света.
- Каждый день в мире взлетает и садится порядка 30000 самолётов, итого почти 20 миллионов рейсов в год... Во всём мире ежедневно благополучно летают на пассажирских самолётах более 3 миллионов человек.
- В фильмах можно увидеть, как кто-то вручную открывает дверь на борту самолёта прямо во время полёта. На самом деле это невозможно, так как двери заблокированы автоматикой.
- До 1930 года стюардесс на авиалиниях не было. Были только стюарды. Первой стюардессой в мире стала американка Эллен Чёрч. Девушка, кроме прямых обязанностей, заправляла баки топливом, носила багаж, заводила часы в кабине пилота, била мух.
- Пилотам самолёта запрещается есть одинаковую пищу. Это сделано для того, чтобы одновременно не отравились все пилоты.
- Самолёты могут летать без пилотов. Теоретически, современные технологии позволяют это, но при этом существует запрет выполнять пассажирские рейсы без людей-пилотов.
- Воздух на борту самолёта всегда сухой. Из-за этого вкусовые рецепторы теряют чувствительность, и еда кажется безвкусной.
- При угоне самолёта у пилотов есть свой способ сигнализировать работникам аэропорта. К счастью, такие случаи крайне редки. При посадке пилоты подают сигнал работникам принимающего аэропорта посредством механизации крыла. Это один из способов дать понять наземным службам, что на борту происходит нечто чрезвычайное.
- В среднем, в каждый самолёт примерно раз в год, или около 1 раза за 1000 часов полёта, попадает молния. На самом деле это не опасно, так как каждый современный самолёт надёжно защищён от молний.
- Чёрный ящик, то есть бортовой самописец, на самом деле не чёрный. И даже не ящик — обычно он выглядит, как ярко-оранжевый шар.
- На борту самолётов категорически запрещено провозить ртуть. Даже мельчайшее количество ртути является большой угрозой для алюминия, из которого делают самолёты.
- По статистике самолёты являются самым безопасным на Земле видом транспорта.
Память:
https://ru.wikipedia.org/wiki/История_русской_авиации_(монеты)https://ru.wikipedia.org/wiki/Авиация_на_почтовых_марках_России
Музеи авиации:
https://www.culture.ru/museums/institutes/science-technology-industry/aviation-space/location-russiaАвиапамятники:
https://russianplanes.net/monumentshttp://technomuzei.ru/pamyatniki-tehnike/pamyatniki-aviatsii-i-kosmonavtike/
Фильмы про авиацию, самолёты и лётчиков:
https://ruxpert.ru/Лучшие_фильмы_о_российской_гражданской_авиацииhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Фильмы_о_лётчиках
Познавательные книги:
Художественная литература:
https://vokrugknig.blogspot.com/2015/08/22.html?ysclid=ldy70es1gu978051504
Литература об авиаторах:
Полезные ссылки:
https://diletant.media/articles/25473188/https://dzen.ru/a/Yn-0b1sOsznqv9EN
https://spec.tass.ru/istoriya-poletov/
https://www.vikids.ru/articles/hudozhestvennye-knigi-pro-polety-i-letatelnye-apparaty?ysclid=ldy6naq7x2874823154