Самый любимый праздник в России - Новый год! А обязательными новогодними приметами являются мандарины, подарки, Дед Мороз и, главное, ёлка! С начала декабря посреди повседневных забот и будничной суеты мы начинаем предвкушать момент, когда в дом принесут окутанную хвойным ароматом зелёную красавицу, из коробок достанут любимые игрушки, а на стражу лежащих под ёлкой подарков заступит румяный Дед Мороз. В дом приходит праздник и, кажется, что так было всегда.
В России обычай новогодней ёлки ведёт начало с Петровской эпохи. Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 г., впредь предписывалось вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января.
Однако, к будущей рождественской ёлке указ Петра I имел весьма косвенное отношение: украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи дома – на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. То есть ёлка была частью городского пейзажа, а не украшением интерьера.
После смерти Петра I его указ был основательно забыт. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым Годом продолжали украшать ёлками. Так же в XVIII и XIX вв. ёлки использовались на катальных горах, которые устанавливались на Новый Год и Масленицу. Обычай ставить ёлку в помещении появился в России благодаря Александре Фёдоровне (в девичестве принцессе прусской Шарлоте), супруге Николая I.
В 1818 г. по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны была устроена ёлка в Москве, а на следующий год – в Петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Фёдоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник «детской ёлки» в собственном дворце для 5 своих детей и племянниц – дочерей великого князя Михаила Павловича. Ёлка была установлена в Большой столовой дворца. Пригласили так же детей некоторых придворных. На 8 столах и на столе, поставленном для императора, установили ёлочки, украшенные конфетами, золочёными яблоками и орехами. Под деревьями были разложены подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы. Подарки всем присутствующим детям раздавала сама хозяйка. Восторг детей был полнейшим. Праздник начался в 8 часов вечера, а в 9 часов гости уже разъехались.
Ёлки, установленные во дворце Александры Фёдоровны, выглядели так (как вспоминает баронесса М.П. Фридерикс): «Государь и царские дети имели каждый свой стол с ёлкой, убранною разными подарками, а когда кончалась раздача подарков самой императрицей, тогда входили в другую залу, где был приготовлен большой, длинный стол, украшенный фарфоровыми изящными вещами с императорской Александровской мануфактуры. Тут разыгрывалась лотерея между всей свитой, государь обыкновенно выкрикивал карту, выигравший подходил к её величеству и получал свой выигрыш – подарок из её рук».
Неудивительно, что на следующий год, многим представителям высшего света захотелось повторить праздник у себя дома с обязательным приглашением гостей. Так, традиция украшать ёлку всё шире распространялась среди знатных и богатых семей. А уж затем, делом времени (ну и финансов, конечно) стало и вхождение её в моду среди остальных слоёв населения. Однако, ёлка как новогоднее дерево сначала появилось только в домах петербургских немцев. Большинство знати ёлки не ставили. В провинции ёлки появляются в основном в городах, где проживает много иностранцев.
Причём, в это время русские отмечали только Рождество, а Новый Год, вместе с ёлкой, – немцы. Очень большой вклад в «пиар-компанию» праздника внесли журналисты. Это тоже была примета времени – массовая печать набирала силу, в том числе и по части информирования читателя обо всех модных новинках. В газетах начали писать о «прелестных ёлках, украшенных фонариками и гирляндами». Заметки сопровождали иллюстрации, радовавшие глаз и одновременно выступавшие наглядными инструкциями для тех, кто хотел повторить это «чудо» у себя дома.
В середине 40-х г. в одной из книг, обучающих грамоте - под названием «Ёлка. Подарок на Рождество» - детям обещается, что если они будут хорошо учиться и прилично себя вести, то получат на Рождество ёлку, украшенную конфетами, фруктами и золочёными орехами, которые можно будет взять себе, также как и другие подарки.
В 1839 г. выходит русский перевод повести Гофмана «Щелкунчик» с красочной картинкой, где центром является именно ёлка, что способствует ещё большей её популярности, и, кстати, тоже используется как инструкция для устройства ёлки в русских домах. В эту увлекательную игру – подготовку дома к празднику включается всё больше людей, причём взрослые радуются приятным хлопотам едва ли не больше, чем дети. Подключается к теме и торговля - появляются ёлочные базары; для тех, кто не стеснён в средствах - в модных кондитерских на Невском продают ёлки «под ключ»: украшенные игрушками, конфетами, пирожными и пряниками.
Стоили они фантастически – до 200 рублей, но спрос порой перекрывал предложение. И это неудивительно: в иных домах на ёлках в качестве украшений используют и настоящие драгоценности. Сам обычай настолько входит в обиход, что над ним уже иронизируют.
Современник пишет: «…все помешаны на ёлках…Начиная от бедной комнаты чиновника и до великолепного салона везде…блестят, горят и мерцают ёлки…Что и за праздник, коли не было ёлки?». А скоро словом «ёлка» начинают называть и само торжество: повсюду звучат фразы «пойдём на ёлку», «пригласим на ёлку», «подарим на ёлку». Дольше всех держались помещичьи усадьбы, праздновавшие старинные «народные святки», но затем «сдались» и они. К концу века повсеместно практикуется устройство большой ёлки в барском доме, порой с приглашением крестьянских детей (те же праздники в Ясной поляне, устраиваемые С.А. Толстой).
Кроме того, уже с середины XIX в. практикуется традиция устраивать публичные ёлки. Первой в 1852 году - стал открытый для широкой публики праздник в петербургском Екатерингофском вокзале. Не отставала и древняя столица, где ежегодно устраивались праздники в здании Благородного собрания.
К концу XIX столетия петербургская ёлочная мода вышла за пределы столицы и распространилась на усадьбы и дома помещиков. А вместе с деревом пришли и немецкие традиции праздника. Рождественская ёлка считалась событием семейным, частным.
Поначалу таинство появления дерева в доме и его подготовки к празднику было доступно только взрослым - младшие члены семьи видели результат труда родителей только в день Рождества, но со временем и дети стали принимать участие в украшении ёлки. На неё вешали конфеты, золочёные орехи и яблоки. В Москве это был определённый сорт фруктов — небольшие крымские яблоки, которые специально привозили на ярмарки к Рождеству. Игрушки и украшения покупали или делали дома – вырезали цветные флажки из картона, золотили орехи, конструировали хлопушки. Украшенная ёлка «жила» всего несколько часов. По той же немецкой традиции дерево отдавали детям на разграбление - его нужно было разорить. Ёлку валили на пол, снимали всё съедобное и срывали игрушки
На рубеже веков нормой стали общественные ёлки для детей. Праздники устраивали для всех ребят, не зависимо от сословия и уровня обеспеченности родителей. Благотворительные ёлки для бедных проводили в детских домах и народных приютах, организовывали праздники и для детей рабочих. Беззаботная и счастливая ёлочная жизнь закончилась в 1920-е годы. Праздник отменили в 1929 году. Запретили и ёлку. По вечерам накануне Рождества на улицах появлялись патрули, которые высматривали спрятанные в домах незаконные деревья, в школах вместо ёлок проходили антирождественские вечера.
Опала закончилась в 1935 году – партия приняла предложение члена Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков (ЦК ВКП(б)) Павла Постышева организовать «к новому году детям хорошую ёлку».
На смену Рождеству пришёл Новый год. Поток деревьев сразу хлынул на рынки страны, украшенные ёлки появились в учебных заведениях и на катках. За считанные дни дореволюционный праздник был возвращён, а ёлка вышла «из подполья» как символ счастливого советского детства.
В 1938 году огромная 15-метровая ёлка с десятью тысячами украшений и игрушек появилась в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Её стали устанавливать ежегодно и проводить там детские новогодние праздники, получившие название «новогодние ёлки». С 1976 года главной новогодней елью страны стало дерево, установленное в Государственном Кремлёвском дворце.
Снегурочка появилась в начале 1950-х. Образ внучки Деда Мороза придумали лауреаты Сталинских премий Лев Кассиль и Сергей Михалков. С этого момента отечественная новогодняя традиция может считаться завершённой.
К 1960-м годам новогодняя ёлка стала привычной и любимой для каждой семьи. А её украшение – стеклянными шарами, игрушками и бумажными гирляндами — одной из главных семейных церемоний. Праздник ёлки изначально предназначался для детей и должен был навсегда остаться в памяти ребёнка как день милосердия и добра. Праздничная ёлка готовилась взрослыми непременно по секрету от детей. И по сей день новогоднее таинство и удивительным образом, появляющиеся под ёлкой подарки остаются главным волшебством детства.
Полезные ссылки:
https://histrf.ru/read/articles/russkaia-iolka-nachalo
https://www.culture.ru/materials/74333/novogodnyaya-elka
https://www.dp.ru/a/2022/12/13/Otkuda_prishla_tradicija_st
https://www.papmambook.ru/articles/3440/
https://gorbunova-zs59.edusev.ru/articles/post/3387347
https://azbyka.ru/deti/sbornik-rozhdestvenskih-rasskazov
Книги
Картины:
https://sibmama.ru/ng-kartiny.htm?ysclid=m1hxvmfzux180904810
https://www.culture.ru/materials/75267/vstrechaemsya-u-elki?ysclid=m1hxwezqal605662638
https://kulturologia.ru/blogs/271220/48575/
Открытки:
Песни:
«В лесу роди́лась ёлочка» (1906-1909) – одна из самых популярных русских детских рождественских песен, ставшая в СССР новогодней. Слова написаны Раисой Адамовной Кудашевой, музыка – Леонидом Карловичем Бекманом.
















