Курская дуга – страницы вечной памяти
75-летию Победы в Курской битве
В летопись Великой отечественной войны с фашистскими захватчиками золотыми буквами вписаны героические победы под Смоленском и Москвой, Одессой и Севастополем, Ленинградом и Сталинградом, на Днепре и на Одере, у стен Берлина. Одна из ярких страниц этой летописи – битва на Курской дуге. По своим масштабам, ожесточенности, быстротечности и сменяемости боевой обстановки, стремительности и упорству борьбы, по массированному применению новой боевой техники и привлечению колоссального количества людей она не имеет себе равных в мировой истории. Курская битва – величайшее танковое сражение XX века.
«Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашисткой армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой».
И.В. Сталин.
Курская битва состояла из двух этапов: оборонительной (5 - 23 июля) и наступательных (12 июля – 23 августа) операций Красной армии. В результате было сорвано масштабное наступление гитлеровцев в районе Курского выступа, а так же разгромлена стратегическая группировка войск из групп армий «Центр» и «Юг».
«Битва под Курском, которую мы вправе называть Великой битвой, характерна огромным размахом, исключительной напряженностью и ожесточенностью борьбы. Она охватила огромную территорию нынешних Орловской, Брянской, Курской, Белгородской, Сумской, Харьковской и Полтавской областей. Пятьдесят дней шли упорные, напряженные бои на земле и в воздухе. За это время обеими сторонами последовательно было введено в сражение свыше 4 млн. человек, более 69 тыс. орудий и минометов, 13 200 танков и самоходных орудий и до 12 тыс. боевых самолетов. Развернувшиеся в ходе битвы танковые сражения не имели себе равных в военной истории. Это была величайшая танковая битва во Второй мировой войне»
Маршал И.С. Конев, командующий Степным фронтом в период Курской битвы.К началу апреля 1943 года линия советско-германского фронта проходила практически по прямой линии от Ленинграда до берегов Черного моря. И лишь в районе Курска, между Орлом и Харьковом, образовался огромный выступ длиной около 100 км. Именно он вошел в историю под названием Курской дуги. Немецкое командование разработало план операции, получившей название «Цитадель». В ходе нее предполагалось окружить войска Центрального и Воронежского фронтов уже на пятый день боевых действий, и продолжить наступление в тыл Юго-Западному фронту. При успешном проведении операции «Цитадель» немецкое командование планировало либо снова достичь Волги, либо с юга угрожать Москве.
Начав 5 июля 1943 года осуществление операции «Цитадель», гитлеровцы нанесли главный удар на южном фасе Курской дуги по линии обороны Воронежского фронта,
которым командовал генерал армии Н. Ф. Ватутин. Враг бросил сюда отборные дивизии СС и вермахта, имевшие на вооружении новейшие танки «Тигр», «Пантера»,
множество штурмовых орудий, а также крупные силы авиации и артиллерии, надеясь с ходу сокрушить оборонительные рубежи наших войск.
Гитлеровцам преградили путь воины 6-й и 7-й гвардейских армий генералов И. М. Чистякова и М. С. Шумилова, 1-й танковой армии генерала М. Е. Катукова,
с высоким мастерством сражались лётчики 2-й воздушной армии генерала С. А. Красовского.
Вклинившись к 10 июля на 35 километров в оборону войск Воронежского фронта на Обоянском направлении и не добившись дальнейшего успеха, противник перенацелил 2-й танковый корпус СС — ударный кулак 4-й танковой армии на Прохоровское направление. Наиболее подготовленные и боеспособные дивизии СС «Адольф Гитлер», «Райх», «Мертвая Голова» имели в своём составе до 400 танков и самоходных орудий. Их поддерживала почти вся авиация, действовавшая на южном участке Курского выступа.
На Курской дуге сосредоточились огромные силы. Основные надежды в достижении успеха делались обеими сторонами на бронетанковые войска.
Развернувшиеся в ходе битвы танковые сражения были непревзойдёнными как по количеству участвующих в них танков, так и по потерям с обеих сторон.
Среди них особо выделяется Прохоровское танковое сражение, которое произошло 12 июля 1943 года.
Командующий 4-й танковой армией генерал Гот привлёк для наступления на Прохоровку с запада свои главные силы: 2-й танковый корпус СС (лучший танковый корпус вермахта).
С юга из состава армейской группы «Кемпф» наносил удар 3-й танковый корпус. В общей сложности немцы сосредоточили после провала наступления на Обоянь
для нового натиска на Курск не менее 500 танков и штурмовых орудий, из них более 50 новых мощных машин типа «Тигр».
Во главе танковых соединений стояли опытные генералы, участники всех войн и кампаний, начиная с Первой мировой войны.
Ставка Верховного главнокомандования приказала выдвинуть в полосу фронта 5-ю гвардейскую общевойсковую армию генерала А.С. Жадова и 5-ю гвардейскую танковую армию, которая формировалась в районе Острогожска и Россоши. Эта армия во главе с генерал-лейтенантом П.А. Ротмистровым немногим более чем за сутки к утру 8 июля совершила марш-бросок в 200 км и сосредоточилась на западном берегу реки Оскол. Затем, приведя в порядок материальную часть, корпуса армии вновь совершили 100-километровый бросок и к исходу 9 июля в строго назначенное время сосредоточились в районе Бобрышево, Весёлый и железнодорожной станции Прохоровка.
В такой напряжённой обстановке все корпуса 5-й танковой армии в 8.30 утра 12 июля двинулись в атаку западнее Прохоровки.
Немцы встретили их артогнём, контратакой тяжёлых танков и ударами авиации, а затем мощной танковой лавиной двинулись навстречу нашим корпусам.
Так началось встречное танковое сражение, которого не предвидела ни одна из сторон.
В этом сражении всё было иначе, чем в обычных повседневных боях. Передовые части первого оперативного эшелона танковой армии на полном ходу вклинивались в боевые
порядки немецких войск. Сквозная танковая атака наших бригад была стремительна и ошеломила несколько медлительные немецкие части.
Наши танкисты пронизали буквально всю глубину боевых порядков врага. Появление столь большого количества советских танков на поле сражения было для немцев неожиданным.
Управление в их передовых частях нарушилось. Боевые порядки сторон перемешались. Это было на руку советским танкистам, так как в ближнем бою немецкие тяжёлые танки лишались
огневого преимущества своего вооружения. Наши танкисты на более маневренных танках успешно поражали врага с близких дистанций, стреляли снарядами почти в упор
и проламывали броню немецких машин. В целом 12 июля 1943 года в танковом сражении под Прохоровкой действовало свыше 1200 танков с обеих сторон.
Выстрелы наземных орудий слились в сплошной грозный гул. В небе в это же самое время шли ожесточённые воздушные схватки.
Бомбардировщики, штурмовики и истребители буквально висели над прохоровским плацдармом. К позднему вечеру 12 июля ударная группировка противника потеряла огромное количество
живой силы и техники, что значительно ослабило наступательную мощь.
Важнейшим результатом этой схватки явился окончательный срыв попыток немецкой танковой группировки пробиться к Курску с юга. Это событие в полосе Воронежского фронта совпало с переходом войск Западного и Брянского фронтов в наступление на орловском направлении, что означало окончательный провал вражеской операции «Цитадель».
Орловская наступательная операция, начавшаяся 12 июля и продолжавшаяся 38 дней и ночей, вместе с Белгородско-Харьковской наступательной операцией составили основное
содержание второго периода Курской битвы. 5 августа были освобождены Белгород и Орел, 18 августа завершилась ликвидация орловского плацдарма противника,
а 23 августа - освобожден г. Харьков.
В честь этих выдающихся побед в Москве впервые прогремел праздничный салют.
15 августа Орловский плацдарм врага был ликвидирован окончательно. За 38 суток операции «Полководец Кутузов» советские войска пробились на 150 км на фронте шириной 400 км,
безвозвратно уничтожив весь наступательный потенциал противника. Коренной перелом в Великой войне наступил.
«Дорога мужества».
Для усиления действовавшей на Курском выступе однопутной железной дороги Касторная — Мармыжи — Курск — Льгов,
обслуживавшей пять армий Центрального и три армии Воронежского фронтов в 1943 году была построена двухпутная железнодорожная линия Старый Оскол — Сараевка.
Ввод дороги ускорил доставку грузов к линии фронта на 24—48 часов, так как сократилась дальность доставки грузов автотранспортом на 120—150 километров.
Строительство новой ветки должно было завершиться в сроки с 15 июня 1943 по 15 августа 1943 года. Общая протяженность должна была составить 95 км.
Строительство этой дороги, это очередной пример мужества, проявленного во времена Великой Отечественной войны не только солдатами и офицерами, но и мирным населением.
Эта магистраль получила название «Дорога мужества». В ее строительстве принимали участие 2 тысячи красноармейцев из запасных частей и около 20 тысяч человек мирного населения,
большинство женщины и дети. Работали в ручную, кирками, лопатами, трудились по 14-20 часов в сутки под постоянными налетами вражеской авиации.
Результатом этого подвига стало открытие необходимой ветки почти на месяц раньше срока. Уже 19 июля по линии Старый Оскол – Ржава к фронту двинулись поезда.
Строительство «Дороги мужества» способствовало победоносному завершению Курской битвы.
В командование советской армии в ходе Курской битвы входили многое опытные военачальники. Один из нах – наш земляк Николай Федорович Ватутин, человек,
который прошел путь от красноармейца до генерала армии. В годы Великой Отечественной войны он возглавлял войска Воронежского,
Юго-Западного и 1-го Украинского фронтов до своей гибели в 1944 году.
Однокурсники по пехотному училищу называли его психологом, офицеры Воронежского фронта - Генералом от наступления, а генералы вермахта, уважительно – Гроссмейстером.
В годы Великой Отечественной войны Ватутин последовательно занимал должности начальника штаба Северо-Западного фронта, командующего войсками Воронежского,
юго-Западного и 1-го Украинского фронтов. В этот период проявился его талант стратега. За умелое руководство войсками во время контрнаступления под Сталинградом
Ватутин был награжден высшей полководческой наградой СССР - орденом Суворова I степени.
Войска под командованием генерала Ватутина стойко сражались на Курской дуге, участвовали в форсировании Днепра и освобождении Киева.
Звания Героя Советского Союза на Курской дуге удостоено более 180 человек. Сражение на Курской дуге отличалось невероятной ожесточенностью и массовым героизмом советских воинов.
Например, в один из дней бойцы 214-го гвардейского полка 73-й стрелковой гвардейской дивизии отбили атаку 120 немецких танков,
уничтожили 39 боевых машин и до тысячи гитлеровцев. А в бою за высоту 257,3 близ деревни Поныри бойцы 4-й батареи 540-го полка три часа сражались с 26 танками.
После гибели расчета третьего орудия и повреждения второй пушки, оставшиеся в живых артиллеристы Д.П. Медведков, Г.А. Морозов, И.В. Стародубцев и М.П. Фомин продолжили бой.
В общей сложности было уничтожено 15 танков, остальные отступили.
9 июля сержант Георгий Евлампиевич Литвиненко, командуя расчетом орудия близ Понырей, участвовал в отражении целых 13 атак фашистских танков и подбил семь вражеских машин.
За две недели боев расчет командира орудия старшего сержанта И.Ф. Жукова подбил 8 танков, уничтожил 4 автомашины с военным грузом, 2 пулемета и группу автоматчиков врага.
12 и 13 июля старший лейтенант П.И. Шпетный из противотанкового ружья подбил несколько фашистских танков.
Когда патроны кончились, он бросился под танк со связкой противотанковых гранат и ценой жизни подорвал его.
Танкисты не уступали артиллеристам в героизме. За время Курской битвы было совершено 26 танковых таранов.
Один из первых произошел 9 июля, когда экипаж танка П.И. Битковского, расстреляв весь боекомплект, на скорости врезался в борт немецкого «тигра»,
выведя его из строя ценой жизни.
На Курской дуге воевали одни из самых знаменитых советских летчиков.
Здесь начал отсчет своего рекорда самый результативный истребитель Второй мировой войны — Иван Никитович Кожедуб (64 сбитых самолета противника),
впоследствии трижды Герой Советского Союза и маршал авиации. Уже на второй день сражения — 6 июля — он открыл свой боевой счет, уничтожив немецкий бомбардировщик.
Здесь же сражался Алексей Маресьев, ставший прототипом главного героя знаменитой повести «Судьба человека».
После ампутации ступней он добился своего зачисления в боевой состав летного полка и 20 июля в одном бою сбил сразу два немецких истребителя.
Небывалый в военной истории подвиг совершил летчик Александр Константинович Горовец. 6 июля советские истребители возвращались на аэродром.
Горовец вел свой самолет замыкающим, так как у него сломалась рация. Вдруг он засек группу из 20 немецких бомбардировщиков. Не имея возможности сообщить об этом своим,
Горовец в одиночку атаковал врага и сбил целых 9 машин противника. В неравной схватке советский ас погиб,
став единственным в мире летчиком, сбившим столько самолетов в одном бою.
В 1973 году к 30-летие разгрома фашистских войск под Курском, была выпущена почтовая марка
А в 2003 году, к 60-летию разгрома нацистских войск под Курском еще одна.
Борис Полевой, «Повесть о настоящем человеке» (1946)
Во время Курской битвы разворачиваются события «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.
Полевой в качестве корреспондента газеты «Правда» находился на фронте и впоследствии написал несколько книг о войне, самой известной из которых является
«Повесть о настоящем человеке» — лётчике Алексее Маресьеве, который упал на сбитом самолёте на территорию, занятую фашистскими войсками, смог добраться до своих,
хотя и лишился обеих ног. Несмотря на это, Маресьев смог снова вернуться в боевую авиацию. В 1943 году Борис Полевой (1908 – 1981)
побывал в 63 Гвардейском истребительном авиационном полку и познакомился со старшим лейтенантом Алексеем Маресьевым (1916 – 2001).
Именно во время битвы на Курской дуге зародилась настоящая боевая слава Маресьева. До ранения (с 23 августа 1941 по 4 апреля 1942 года) он сбил четыре самолета противника,
а после ранения – семь.
Знаменитая повесть Полевого была опубликована после войны. Маресьев был выведен под чуть измененным именем. А глава о Курской битве занимает важное место в повествовании:
«Они пролетели над передовой, дали полукруг над вражеским тылом, опять перемахнули линию боя. (…) Мересьев увидел, как из яркой зелени лиственного леса один за другим стали выползать на поле танки, похожие сверху на неповоротливых сереньких жучков. (…) Красные искорки стали слетать с их хоботков. Даже ребенка, даже нервную женщину не испугала бы эта гигантская танковая атака, этот стремительный набег сотен машин на остатки немецких укреплений, если бы они наблюдали ее с воздуха, как наблюдал ее Мересьев. (…) В ушах у Алексея звенело, сердце готово было выпрыгнуть через горло. Он поймал самолет в паутинный крестик прицела и несся к нему, держа оба больших пальца на гашетках. Точно серые пушистые веревки мелькнули справа от него. Ага! Стреляют. Промазали. (…) Вот когда Алексей с торжеством ощутил совершенное слияние со своей машиной! Он чувствовал мотор, точно тот бился в его груди, всем существом своим он ощущал крылья, хвостовые рули, и даже неповоротливые искусственные ноги, казалось ему, обрели чувствительность и не мешали этому его соединению с машиной (…). Произошло то, о чей на следующий день советский народ (…) ликуя, читал во всех газетах. На одном из участков Курской дуги после мощной двухчасовой артиллерийской подготовки армия прорвала немецкую оборону и всеми силами вошла в прорыв, расчищая путь советским войскам, перешедшим в наступление. Из девяти машин эскадрильи… в этот день не вернулись на аэродром две. В бою было сбито девять «лаптежников». Девять – два, безусловно, хороший счет, когда речь идет о машинах. Но потеря двух товарищей омрачила радость победы. Выскакивая из самолетов, летчики не шумели, не кричали, не жестикулировали, с жаром обсуждая перипетии схватки и снова переживая минувшие опасности, как это бывало всегда после удачного боя. Хмуро подходили они к начальнику штаба, скупо и коротко докладывая о результатах, и расходились, не глядя друг на друга...»
Более восьмидесяти раз книга издавалась на русском языке, сорок девять — на языках народов СССР, тридцать девять — за рубежом. В 1948 году по ней был снят одноименный фильм, и написана опера.
Анатолий Ананьев, «Танки идут ромбом» (1962)
Анатолий Ананьев (1925 – 2001) был участником Курской битвы. Впоследствии стал писателем, 28 лет возглавлял журнал «Октябрь».
Самый известный его роман – «Танки идут ромбом» (1962), о первых днях Курской битвы. Один из батальонов 6-й гвардейской армии стоит под деревней Соломки.
Утром 5 июля начинается танковая атака фашистов — причём угол «ромба» нацелен прямо на батальон. Главный герой книги, командир взвода лейтенант Володин,
оказывается одним из немногих, кто переживает не только первую танковую атаку, но и войну.
Через много лет он возвращается на место боя постаревшим и решает написать книгу о пережитом.
«Танк приближался, пятнистый, большой, отчетливо видимый издали и близко (тот, кто накладывал краски, не знал русской природы),
исцарапанный пулями и снарядами. Он надвигался прямо на окоп; он пришел сюда с Рейна, этот пятнистый «тигр», рожденный в цехах крупповских заводов;
гремели марши, когда его грузили на платформу, тысячи рук дотрагивались до его холодной брони, тысячи бюргерских глаз и глаз полногрудых фрау, охваченных тем же безумием (…),
как фюрер, с благоговением и надеждой смотрели на него, уходящего с эшелоном на Восток; тысячи проклятий сыпались ему вслед, когда он, окутанный брезентом,
продвигался по польской земле; около него на платформе появился часовой, когда эшелон пересек русскую границу; под Смоленском взлетел в воздух впереди идущий состав;
на товарных тупиках белгородского вокзала рухнули под ним подпиленные деревянные стойки разгрузочной площадки; ночью, на хуторе под Тамаровкой,
чьи-то мальчишеские руки подложили под его гусеницу старую проржавелую пехотную лимонку; еще не сделав ни одного выстрела, как и сотни его пятнистых
и не пятнистых собратьев, он уже усеял свой путь от Рейна до Северного Донца трупами — хватали всех, кто намеренно или ненамеренно оказывался возле эшелона,
вешали, расстреливали, отправляли в концлагеря; броня уже обрызгана кровью, и художник ошибся, малюя желтые, зеленые, коричневые пятна.
Этот самый «тигр» надвигался сейчас на окоп, и два глазка, две прорехи – водителя и стрелка — в упор смотрели на Пашенцева.
Кто был за этими прорезями, кто вел танк? Убежденный нацист или обманутый бюргер, чье Lebensraum (жизненное пространство. – Прим. ред.) у себя на родине куда больше,
чем то, в три аршина с березовым крестом у изголовья, которое ему было уготовлено в России; или сидел за рычагами управления тот самый поэт,
не хотевший умирать и не желавший никому смерти, тот улыбающийся унтер-офицер Раймунд Бах, о котором спустя пятнадцать лет Генрих Белль жалостливо напишет:
«Он сгорел в танке, обуглился, превратился в мумию...» Спустя пятнадцать лет после войны Германия, описанная Беллем и Ремарком,
будет вызывать сострадание у тех, кто не видел, как рвутся бомбы, как горит земля и умирают солдаты (…)
Старшина выпрыгнул из окопа – Пашенцев хорошо видел, как выпрыгнул старшина,
как размахнулся, чтобы бросить связку гранат, как затем припал на колено и еще с колена хотел размахнуться,
но только беспомощно откинул руку и повалился на траву. «Убит!» – это слово ворвется в сознание чуть позже. «Старшина лежит, танк уходит!»
Пашенцева словно волной выбросило из окопа, он еще пробежал несколько шагов и метнул в уходивший танк гранату».
Пятый том 12-томной антологии художественных произведений о Великой Отечественной войне "Венок славы" посвящен битве на Курской дуге. В нем собраны произведения многих авторов, А. Толстого, Б. Окуджавы, М. Шолохова, А. Платонова, К. Симонова, В. Катаева и многих других. Кроме того, сборник содержит отрывки из воспоминаний полководцев Курской битвы. Главная задача, которую ставили перед собой редакционный совет и составители антологии, приступая к ее созданию, - собрать воедино лучшие произведения советских писателей о войне: выдающуюся по масштабам художественную публицистику, высокие образцы военной поэзии, лучшие рассказы, отрывки из романов и повестей, получивших всенародное признание.
В годы Великой Отечественной войны художниками-баталистами были созданы десятки картин, раскрывающих события тех страшных лет. Искусство обрело грозную силу оружия в борьбе с врагом. Если собрать работы всех художников вместе, получится величественнейшая диорама войны, которая будет взывать к памяти народной не одно поколение. В этих полотнах воспета сила и слава русского оружия, героизм воинов, мужество и стойкость нашего народа.
Мы отобрали картины и диорамы посвященные Курской битве.
Вениамин Чебанов. Картина «Курская дуга. Последний снаряд».
Петр Кривоногов. Картина «На Курской Дуге».
Петр Кривоногов был на фронте с первых дней войны и дошел до Берлина.
Джузеппе Рава. Картина «Курск».
Николас Трудгиан. Картина «Курская дуга: над полем боя».
Битва показана со стороны авиации.Николай Присекин. Диорама: «Курская битва». (Диорама расположена на Поклонной горе.)
Посвящая свою работу стратегической операции на Курской дуге, автор берёт лишь один её день – 12 июля 1943 г., когда в районе Прохоровки сошлись в лобовом сражении две танковые армады. Это было одно из самых крупных встречных танковых сражений Второй мировой войны. По словам самого художника, он стремился воспроизвести «гигантский огненный котёл на красно-рыжей, как раскалённый металл, земле».
В работе над созданием этой диорамы Присекину помогал Александр Аверьянов, признанный мастер батальных сцен.
Главным композиционным центром диорамы «Курская битва» выбран участок местности в районе совхоза Октябрьский. Смотровая площадка для зрителей расположена на высоте 252,2 метра на окраине поселка, откуда немцы выдвигали и вводили в бой свежие силы резерва. На переднем плане слева от прямого попадания снаряда горит и рушится крестьянский дом. Деревенский дворик, окруженный плетнем, превращен в опорный пункт обороны немецких солдат. Чуть поодаль группа противников готовит для стрельбы шестиствольный миномет. Полузаваленный окоп уже никто не может защитить. В центре на переднем плане советский боец сражается против четырех врагов в смертельной рукопашном бою. Бой ведут сражавшиеся под Прохоровкой соединения 5-й гвардейской армии генерал-лейтенанта А.С, Жадова. Вдаль до горизонта простирается хлебное поле, сплошь покрытое горящей военной техникой.
Роспись аванзала диорамы была произведена Евгением Корнеевым.
Главная задумка росписи – поддержать основную диораму. На стенах изображены основные события сражений на Курской дуге, благодаря чему у посетителей складывается общее впечатление о битве, о ее ключевых моментах. Глядя на людей, изображенных на этой росписи, можно представить, как жили, какими были наши герои. Самое главное, что сумел изобразить художник – это общность людей, объединенных и одной бедой по имени война, и одной целью – победить ради своей родины, ради своих родных и близких даже ценой собственной жизни.
Прохоровское поле - Третье Ратное Поле России - находится на расстоянии полусотни километров от Белгорода. Вслед за Куликовским и Бородинским полями оно во всей полноте олицетворяет непобедимость Русской Земли, Русского Солдата и Русского Оружия. На основании Указа Президента Российской Федерации № 414 от 26 апреля 1995 г. в районном центре Прохоровка и его окрестностях был создан Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» (открыт 3 мая 1995 г.).
Музеи Курской битвы.
Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле».
Музей-заповедник «Прохоровское поле» был открыт в мае 1995 года. Он включает в себя воинские захоронения, памятники, скульптуры, боевую технику. На месте, где 12 июля проходили самые ожесточенные бои, установлена звонница высотой 59 метров. Ее колокол звучит три раза в час в память о трех ратных полях России — Куликовском, Бородинском и Прохоровском. Неподалеку от звонницы расположен музей «Третье ратное поле России». В его коллекции — солдатские письма, документы, фотографии и личные вещи бойцов. На интерактивной карте можно посмотреть, как шло сражение. Также на территории находятся окопы, блиндажи и укрытия для техники, в некоторые из них можно спуститься. В музее-заповеднике находится первый в России танкодром — открытая площадка для демонстрации военных машин. В парке танкодрома 12 единиц техники, среди них — бронетранспортер, боевые машины пехоты и десанта, бронированный автомобиль.
Кроме того на территории музея расположены: Культурно-исторический центр Третьего ратного поля России «Прохоровское поле»; Музей боевой славы Третьего ратного поля России, и другие композиционные объекты.
Мемориал «В честь героев Курской битвы».
Мемориал «В честь героев Курской битвы» - филиал Белгородского государственного историко-краеведческого музея, был открыт в 1973 г. Он расположен в 7 км севернее пос. Яковлево, на 624-м километре автомагистрали «Москва-Симферополь».
Комплекс включает в себя: танк «Т-34», стилобат с 44-метровой стелой и двумя 122-мм артиллерийскими орудиями, зал боевой славы, обелиск с наименованием фронтов и армий, сражавшихся на южном фасе Курской дуги, макет боевого самолета, огневые позиции, сохранившиеся с времен Великой Отечественной войны, могилу артиллеристов, 76-мм пушку «ЗИС-3», часовню Георгия Победоносца и Вечный огонь.
В экспозиции зала боевой славы представлены образцы оружия, личные вещи, документы, фотографии участников военных действий, военачальников – командующих фронтами И. С. Конева, Н. Ф. Ватутина, маршала Г. К. Жукова.
Белгородский государственный историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление». Г. Белгород.
4 августа 1987 года состоялось открытие историко-художественного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление». Сегодня, это главный военный музей Белгорода, центр притяжения для знатоков и любителей военной истории. Ежегодно музей посещают около 160 тысяч человек. Музей-диорама был создан по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны.
В главном зале находится крупнейшая в стране диорама, в основу идейно-художественного замысла которой положены события танкового сражения под Прохоровкой 12 июля 1943 года. Победа в нём стала переломным рубежом в обороне Курского выступа. Со смотровой площадки перед зрителями раскрывается картина самого крупного встречного танкового сражения Второй мировой войны.
Площадь цельнотканого полотна - 1005 кв. м. (длина 67 м, высота 15 м); предметного плана - более 500 кв. м. Уникальный цельнотканый холст был изготовлен по специальному заказу мастерами Сурского комбината Пензенской области и загрунтован специалистами из Подольска.
Зритель как бы находится в центре боев 5-й гвардейской танковой армии – в боевых порядках 29 танкового корпуса. Справа, на горизонте, станция Прохоровка, левее - село Береговое. В центре диорамы просматривается отделение совхоза Октябрьский. Левее, на реке Псел, расположены села Полежаев, Прелестное, Андреевка, а еще левее находится совхоз Комсомолец. Южнее высоты 252,2 проходит железная дорога Белгород - Прохоровка. Для того, чтобы полнее показать события на поле боя, авторы представили полотно и предметный план в динамике. В центре диорамы крупным планом показаны танкисты 31-й танковой бригады полковника С.Ф. Моисеева, действовавшей севернее железной дороги Белгород-Прохоровка.
Ряд героев полотна имеют портретное сходство с реальными участниками событий. Перед зрителями встают образы бронебойщика Павла Шпетного, остановившего последний вражеский танк ценою собственной жизни; механика-водителя Александра Николаева, совершившего танковый таран; санинструктора Марии Боровиченко, закрывшей собой раненого танкиста Алексея Пальчикова, который покинул горящую машину и повел за собой в атаку группу солдат; летчика Георгия Берегового, чудом оставшегося в живых.
Изображенные на полотне конкретные события несколько смещены в хронологическом порядке, поэтому диорама дает обобщенный образ битвы, раскрывая наиболее характерные эпизоды всего сражения.
Ежегодно 9 мая у диорамы собираются тысячи людей. Белгородская область принимает много гостей, и неизменно в программе их пребывания – посещение музея-диорамы и угощение настоящей солдатской кашей.
Музей Курской битвы (г. Курск)
Располагает пятью залами общей площадью 278 кв. м., не считая служебных помещений. В экспозиции отражены период подготовки к Курской битве и ход самого сражения с 5 июля по 23 августа 1943 года. Наглядное представление о масштабности боевых действий дает большая, во всю стену, электрифицированная карта-схема сражения на Курской дуге. Привлекают внимание диорама «Прохоровское танковое сражение», образцы, макеты советского оружия, фотографии боевой техники и оружия фашистской Германии. На стендах и в витринах предоставлены многочисленные документы, снимки. В фондах насчитывается свыше десяти тысяч подлинных предметов, среди них - награды участников сражения, их личные вещи, газеты, и листовки того времени.
Один из залов посвящен Героям Советского Союза, удостоенным этого звания за подвиги в битве под Курском. В этом зале собраны подарки музею - памятные знаки, книги, альбомы, предметы солдатского обихода. В 1995 году экспозицию музея пополнили десять томов Книги памяти Курской области, в которой увековечены имена более 207 тысяч земляков курян, не вернувшихся с войны. Научные сотрудники музея проводят обзорные и тематические экскурсии для посетителей, в число которых входят фронтовики, военнослужащие, школьники, иностранные туристы.
В истории самого музея были памятные моменты. 6 августа 1963 года его посетили и ознакомились с экспозицией военачальники и участники исторического сражения, приезжавшие в Курск на празднование 20-летия победы советских войск на Курской дуге. В числе почетных гостей музея находились: бывший командующий Центральным фронтом, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокосовский, бывший член Военного совета фронта, генерал-лейтенант К.Ф. Телегин.
Памятники, посвящённые Курской битве.
Памятники Великой Отечественной войны, посвящённые Курской битве, сооружены в память данного военного события, героев фронта и тыла. В них память и правда о войне.