Г. Снегирев "Лось" (6+)

Цельвоспитывать любовь к природе, к животным, населяющим наши леса.

Задачи: Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о диких животных наших лесов. Побудить познавательный интерес к живой природе. Воспитывать желание заботиться о природе, не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Содержание и методика. Библиотекарь предлагает детям отгадать загадку:

Бесстрашен могучий лесной богатырь.

Его не пугает озёрная ширь,

И он не боится речной глубины.

Ветвисты рога его, ноги длонны.

Питается ветками, сочной травой.

В осеннее время настрой боевой:

Он в утренний час очень грозно ревёт

И рёвом соперников к бою зовёт.

Доверчиво из лесу к людям идёт,

То в парк городской, то в село забредёт.

И те, кому видеть его довелось,

Ответят, что это животное….(Лось).

Автор: Синючкова Ж.

(Дети договаривают отгадку)

 

Библиотекарь продолжает: Предлагаю вам послушать, как описал этого животного писатель-натуралист Геннадий Яковлевич Снегирёв в своей книге «Звери наших лесов». (Читает вслух весь текст рассказа «Лось»)

 

Г.Снегирев «Лось».

Лось – лесной житель. Лоси живут в сибирской тайге и в лесах под Москвой. Лосю не страшны ни болота, ни глубокие снега. Зимой лось объедает осиновую кору и ветки, а летом ест болотные травы.

У лося тяжёлые, широкие рога, похожие на лопаты. Лось – мирный зверь, но если на лося нападут волки, он защищается и рогами, и острыми копытами. Только голодные волки осмеливаются напасть на лося.

1. Какие чувства вызвал у вас рассказ? Сформулируйте их и расскажите (Библиотекарь может записывать формулировки на доске).

2. Каким вы представили себе лося? (дети должны описать животное оценочными прилагательными)

3. Вспомните, какие слова использует автор, описывая лося?

Поиск характеристик в тексте и выписывание их в режиме заданного времени. Можно делать индивидуально и в малых группах (по четыре человека). После окончания работы каждая команда представляет свои результаты. Представитель каждой команды зачитывает выбранные характеристики, которые сравниваются.

4:Подберите однокоренные и родственные слова к слову «Лось» и запишите их. (Лосиха, лосята, лосий, лосиный, лосятина, лосёвый, лосёнок, лосёночек лосепитомник, лосеферма).

5.Конкурс: «Кто внимательный?».

Библиотекарь: А теперь проверим, насколько вы внимательны. Быстро каждый сосчитайте, сколько раз в тексте звучит слово «Лось». (8 раз).

6.Мини-турнир: «Из трех слов – предложение».

Предлагается три слова – лось, вода, ветка. За 5 минут необходимо на листе бумаги составить как можно больше предложений с использованием данных слов. Выигрывает тот участник, у которого, во-первых, больше предложений; во-вторых, предложения более сложные по составу. Учитывается не только количество, но и качество!

7.Конкурс: «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь».

Детям предлагается без подготовки прочитать скороговорку пять раз в быстром темпе про лося. Кто сделает это быстро и без ошибок, тот и побеждает.

Скороговорка:

Лось шёл лесом, вышел к плёсу,

Удалось лосю поплескаться с лососями.

8. Работа со словарем:

Обратившись к Толковому словарю Ожегова дать определение слову «Плёс».

(Плёс – широкое водное пространство на реке или озере, между островами.)

9.Дополнительная информация из текста по географии, природоведению

Из текста мы узнали, что лось живет в лесу. А в каких именно лесах живут лоси?

По тексту: «Лоси живут в сибирской тайге и в лесах под Москвой»

Обратимся к географической карте и найдем эти леса. (Смотрим по карте расположение лесов – места обитания лосей). Обратите внимание на выставку:

Здесь представлены энциклопедии, в которых подробно написано про эти леса и их обитателей

10. Игра в загадки.

  1. Приведу несколько загадок, посвященных лесным животным.

У него рога ветвисты,

А бока чуть-чуть пятнисты.

Всех катать ему не лень,

Возит саночки... (Олень)

В тундре белый лис гуляет,

Мышек маленьких пугает.

Очень хитрый он ловец.

Как зовут его? (Песец)

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишки бросил

И в кусты, через пенёк,

Промелькнул как огонёк? (Белка)

2. Придумать свою загадку о лосе.

11. Игра «Кто быстрее!»- слова-анаграммы, позволяют быстро вспомнить разных животных и проверить словарный запас детей.

ЦЗЯА – (заяц)  АХАЧРЕЕП – (черепаха)  КЛИРОК – (кролик) АДЕГПР – (гепард)

НОЛЬЕ – (олень)  РФОДА – (дрофа)   ЯСУТОЗРГКА – (трясогузка)

12: Составить анаграмму к слову «Лось». (Соль)

 

13.Головоломка «Ловкость глаз и …»

Здесь зашифрован природоохранительный лозунг, адресованный человеку. Чтобы его прочесть, надо сделать следующее:

Из этих строчек пять зверей

Изгнать ты должен поскорей,

И зашифрованную весть

Сумеешь сразу ты прочесть!

ЗАКЩРИОТТЖИИРАМФЛЖОСЬИВКАОТБАННЫХКОТ

Ответ: защитим животных

Спрятанные животные: крот, жираф, лось,  кабан,  кот.

 

14.Сканворд «Лоси».

В этом простейшем сканворде всего четыре клетки по горизонтали и по вертикали. Если вы правильно отгадаете все подсказки, - слова, о которых написаны «зашифрованные» задания в первых клетках по горизонтали, то и отгадаете то самое зашифрованное слово в этих загадках-подсказках, т.е. слово «Лоси». Но помните, в клетках с «загадкой» надо ставить первую букву слова-отгадки по вертикали. Итак, давайте попробуем:

Вертикально движущийся подъёмник с кабиной для перемещения людей, грузов.

Обожжённое место

Стальной несгораемый ящик или шкаф для хранения документов, денег и материальных ценностей.

Швейная принадлежность заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити.

л

о

с

и

и

ж

е

г

ф

о

й

л

т

г

ф

а

(Слова-отгадки: лифт, ожог, сейф, игла).

 

Дополнение к заданиям:

Можно предложить детям нарисовать иллюстрацию к рассказу Снегирёва «Лось» и оформить выставку рисунков.

В конце игровой программы предлагаем детям книги для самостоятельного чтения о лосе, которые представлены на выставке к мероприятию:

Рассказы:

С. Баруздин «Лось в театре»,

М. Пришвин «Лоси»,

И. Соколов-Микитов «Лоси»,

И. Ревю «Рассказ о лосе детям».

Стихи:

 Н. Рубцов «Первый снег»,

А. Дементьев «Лось»,

И. Мазнин «Лось».

Список использованной литературы:

Бородина В.А. Летняя школа чтения: заочная творческая лаборатория / В.А. Бородина. – М.: РШБА, 2011. – 392с.

Дик Н.Ф. Раз – словечко, два – словечко: занимательные игры с буквами и словами в начальной школе / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 285с.

Снегирёв Г.Я. Рассказы и повести / Г.Я. Снегирёв; Худож. Н. Беланов. – М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2011. – 317с.

Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы / авт.-сост. Л.Д. Ласкина и др. – Волгоград: Учитель, 2014. – 170с

Автор: Л. Коршуненко – методист по работе с детьми

Новооскольской ЦДБ.



Вернуться

Задать вопрос

Ссылка:  /reviews/opinion/