"Как найти красоту" (7-8 лет)
А. Лопатина, М. Скребцова. Сказы матушки земли: экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. – 2-е изд. – М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
Пошли девочки гулять, а Любу с собой не взяли.
- Ты маленькая, и на носу у тебя веснушки, - сказали девочки.
Обиделась Любушка на подружек и решила в лес убежать, что за городом рос. На краю леса увидела она рябинку красавицу и залюбовалась. Тонкие веточки, украшенные ажурными багряными листьями, сгибались под гроздьями алых ягод. Попробовала Люба одну ягодку и сморщилась от горечи.
- Не везет мне, - заплакала девочка. - Ягодки нашла, и те горькие.
- Не горюй, приходи сюда после первых морозов, ягодки мои слаще станут, - прошелестела рябинка.
Все у меня плохо. Ростом я маленькая, на лице веснушки, - пожаловалась Люба.
- Я в детстве была похожа на маленькую кривую веточку, - сказала рябинка. - Завидовала я тогда рябинам в пурпурных сарафанах с гроздьями красных ягод. Обижалась на осень, что не дарит мне таких нарядов. А осень мне говорит: «Красота внутри тебя прячется». С тех пор прошло десять лет, и видишь, какое я для друзей ягодное угощение приготовила.
- Ты красивая, а я нет. У тебя много друзей, а со мной никто не дружит, - вздохнула Люба.
- Сорви большую кисть моих ягод. Найди длинную, крепкую травинку и сделай из ягод бусы, - предложила рябинка.
Любушка обрадовалась и быстро украсила себя бусами из алых рябиновых ягодок.
«Красавица, красавица», - защебетали птицы, прилетевшие на рябиновый обед.
Вернулась Любушка домой, и все ахнули. Рыжие кудри и веснушки девочки озарились алым цветом от рябиновых ягод.
- Люба, кто тебя научил такие красивые бусы делать? - спросили девочки.
- Рябинка научила, а еще она мне объяснила, где красота прячется, - засмеялась Любушка.
Вопросы и задания к тексту по методике В.Бородиной:
1. Прогноз по названию.
2. Лингвистический практикум:
2.1 Объясните слова «багряный», «алый», «пурпурный».
2.2 Подберите синонимы к словам «веснушки», «бусы», «сморщилась», «озарились».
2.3 Подберите антонимы к словам «красавица», «друзья».
2.4 Где найти помощь в проверке правильности заданий?
3. Какие краски ты представляешь, слушая этот рассказ?
4. Как выглядела рябинка-красавица?
5. Какие друзья могут быть у рябинки?
6. Когда рябиновые ягоды становятся слаще?
7. Какие еще деревья ты знаешь с яркими ягодами?
8. Как осенью выглядят рябиновые листья? Найди описание в тексте.
(Тонкие веточки, украшенные ажурными багряными листьями, сгибались под гроздьями алых ягод.
И далее: -«Завидовала я тогда рябинам в пурпурных сарафанах с гроздьями красных ягод. Обижалась на осень, что не дарит мне таких нарядов»)
9. Почему Люба думала, что она некрасивая?
10. Как ты думаешь, можно ли делить людей на красивых и некрасивых? И что тогда значит слово «Красивый»?
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
Красивый , -ая, oое; -ив; красивее и (устар. и высок.) краше.
- Доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный.
Красивое лицо. К. вид. К. голос. Красиво (нареч.) писать. К. танец. Краше становятся города. Краше в гроб кладут (погов. о человеке с больным, изможденным лицом).
- Полный внутреннего содержания, высоконравственный.
К. поступок.
- (сравн. ст. не употр.). Привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный.
Красивые слова. К. жест.
11. Кто сказал фразу: ««Красота внутри тебя прячется» и что они означает? 12. Как ты понимаешь последнюю фразу Любушки – «Рябинка научила, а еще она мне объяснила, где красота прячется…»
13. Чему ещё рябинка научила девочку? (делать бусы из рябиновых ягод)
14. Вставьте пропущенные слова:
Я в детстве была похожа на маленькую кривую____________,- сказала рябинка. - Завидовала я тогда рябинам в ___________ сарафанах с гроздьями
____________ ягод. Обижалась на _____________, что не дарит мне таких нарядов. А осень мне говорит: «___________ внутри тебя прячется». С тех пор прошло __________ лет, и видишь, какое я для друзей ягодное _________________ приготовила.
Пропущенные слова: веточку, пурпурных, красных, осень, красота, десять, угощение.
15. Восстановите разрушенный текст
- Все у меня плохо. Ростом я маленькая, на лице веснушки, - пожаловалась Люба.
- Я в детстве была похожа на маленькую кривую веточку, - сказала рябинка. - Завидовала я тогда рябинам в пурпурных сарафанах с гроздьями красных ягод. Обижалась на осень, что не дарит мне таких нарядов. А осень мне говорит: «Красота внутри тебя прячется». С тех пор прошло десять лет, и видишь, какое я для друзей ягодное угощение приготовила.
- Ты красивая, а я нет. У тебя много друзей, а со мной никто не дружит, - вздохнула Люба.
- Не везет мне, - заплакала девочка. - Ягодки нашла, и те горькие.
- Не горюй, приходи сюда после первых морозов, ягодки мои слаще станут, - прошелестела рябинка.
- Сорви большую кисть моих ягод. Найди длинную, крепкую травинку и сделай из ягод бусы, - предложила рябинка.
Любушка обрадовалась и быстро украсила себя бусами из алых рябиновых ягодок.
«Красавица, красавица», - защебетали птицы, прилетевшие на рябиновый обед.
Пошли девочки гулять, а Любу с собой не взяли.
- Ты маленькая, и на носу у тебя веснушки, - сказали девочки.
Обиделась Любушка на подружек и решила в лес убежать, что за городом рос. На краю леса увидела она рябинку красавицу и залюбовалась. Тонкие веточки, украшенные ажурными багряными листьями, сгибались под гроздьями алых ягод. Попробовала Люба одну ягодку и сморщилась от горечи.
Вернулась Любушка домой, и все ахнули. Рыжие кудри и веснушки девочки озарились алым цветом от рябиновых ягод.
- Люба, кто тебя научил такие красивые бусы делать? - спросили девочки.
- Рябинка научила, а еще она мне объяснила, где красота прячется, - засмеялась Любушка.
16. Шифрограмма
Найдите среди букв слова из текста, определите, к какой части текста они относятся.
Р С Й Х К А К С В З Щ Х Н А Й Т И Ю Э Л Г Н П К Р А С О Т У З К А Я
Ответ: как найти красоту
17. На сколько частей можно разделить этот текст? Обоснуйте.
18. К какому жанру можно отнести это произведение?
19. Какие чувства, мысли возникли у вас в процессе чтения текста?
20. Оцените пользу и степень влияния этого текста на вас.
21. Творческое задание
Нарисуй ветку рябины с листьями и гроздьями ягод в разное время года.