В. А. Осеева "Что легче" (6+)

      Осеева В. А. Волшебное слово: рассказы/ В.А.Осеева. - Москва: ДРОФА* ПЛЮС, 2006. – С.40.

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой - боятся:

- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, -  что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь: лесной сторож идет.

- Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка, да и простила.

Вопросы и задания к тексту.

  1. Прогноз по названию.
  2. Лингвистический практикум:

2.1  Объясните слова «бранить»,  «ложь», «повинился».

2.2  Подберите синонимы к словам «бранить», «ложь», «повинился».

2.3  Подберите антонимы к словам «бранить», «ложь».

2.4  Как ты понимаешь выражения:

             - Глядь - лесной сторож идет;

             - А дед тут как тут?

2.5  Где найти помощь в проверке правильности выполнения заданий?

  1. Почему рассказ назван «Что легче?» А как ещё можно назвать рассказ?
  2. В какой стране происходят события? Как вы это поняли?
  3. Какой лес нам описывает автор? Кто живет в лесу? Что растет в лесу?
  4. Какое время года описано в рассказе? Как вы это определили?
  5. Как вы думаете, сколько лет мальчикам? Какие слова из текста могут подсказать нам возраст мальчиков? (мальчики, не подростки и не малыши; в лес пошли втроём –значит не маленькие, а боятся – значит не подростки, попало от родителей – значит ещё дети, где-то от 6 до10лет)
  6. Как отнеслись к ответам мальчиков  дома?
  7. Почему третий мальчик сказал правду?
  8. За какие две вины ругали первого и второго мальчиков?
  9. Что и почему всегда лучше делать?
  10. Бывали ли с вами такие случаи, когда вы сомневались: правду сказать или солгать? Как закончились ваши истории?

Вставьте пропущенные слова

Вот остановились _____на дороге и думают, __лучше: ______или правду ___?

Пропущенные слова: они, что, соврать,  сказать.

Восстановите разрушенный текст

 Вот разошлись они по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка -глядь лесной сторож идет.

- Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше соврать или правду сказать?

 - Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не, будет браниться.

- А я правду скажу, говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идет.

Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь - вдвое.

- Я скажу, - говорит второй, -  что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили,  как день прошел. Идут домой - боятся:

- Попадёт нам дома!

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка, да и простила.

Правильно соедините пословицы

1.     Кто вчера солгал                    за собою большую ведет

2.     Маленькая ложь                     тому и завтра не поверят

3.     В ком правды нет                   чем радостная ложь

4.    Лучше печальная правда,        тот истый герой.-

5.    Кто за правду горой                 навек лгуном стал

6.   Однажды солгал                         в том добра мало

Правильно:1. Тому и завтра не поверят; 2. За собою большую ведет; 3. В том добра мало; 4. Чем радостная ложь; 5.тот истый герой; 6.навек лгуном стал.

Шифрограмма:

Найдите среди букв слова из текста, определите, к какой части текста они относятся.

АВГУДЕЖЗИКЛОМНЫПРУСФЧТОШГЛЕГЧЕДЕЖЗИКЛЭЯ

Ответ: что легче

Список использованной литературы:

    Осеева В. А. Волшебное слово: рассказы/ В.А.Осеева. - Москва: ДРОФА* ПЛЮС, 2006. –  64 с.

Автор: Н.М. Шаповалова  – библиотекарь центральной детской библиотеки МКУК «ЦБ Волоконовского района»



Вернуться

Задать вопрос

Ссылка:  /reviews/opinion/