С. Т. Романовский "Белая берёза" (9-10лет)
Романовский С. Родина : рассказы / С. Т. Романовский. – М.: Дет. лит.,1990. – С. 28.
Белая берёза была и есть наше любимое дерево. Она — как хороший человек: и собой пригожа, стройна, белолика; и пользы от неё много. Из дерева берёзы делали самые крепкие топорища плотницких и боевых топоров, гнали дёготь — целебное снадобье, да и для хозяйственных нужд тоже.
Берёзовые дрова в печи самые жаркие, а лучина в светце горит без копоти; пламя ровное, чистое. А берёзовые почки и листья, банные веники — от века лучше всех прогоняют простуду и другие болезни.
Да разве перечесть всю пользу, какую приносит это дерево?
Весною, в пору сокодвижения, вся Русь заготовляла берёзовый сок. Светлую густоватую влагу собирали в кадушки, и она, засахариваясь, до будущей весны давала людям бодрость и силу. В старину не знали табака и крепких напитков, и ковш берёзового сока, или берёзовицы, хранящий целительные силы земли и солнца, был лучше всякого вина. Ранним летом берёзу наряжали, как невесту, украшали лентами и бусами и водили вокруг неё хороводы.
Из берёзовой коры, или берёсты, делали посуду, она лучше любого термоса хранила свежесть малины, кваса или родниковой воды.
И было такое правило в старину: не брать у берёзы лишнего, не доводить её до болезни и тем более не губить до смерти. Брали у неё сок, как молоко у белой коровушки, столько, сколько нужно, чтобы берёза оставалась жива и здорова.
И стояли, наряду с дубравами, священные берёзовые рощи по Руси, убранные, ухоженные, как дворцы, в благодарность за красоту и доброту этого дерева.
В те древние времена берёза не осталась в долгу у человека. У неё открылся великий дар, о котором мы узнали совсем недавно. Наши археологи стали находить в сырой земле Великого Новгорода письма или грамоты, написанные на берёсте.
Как писали на берёсте?
Острой костяной палочкой процарапывали слова, а порой и рисунки на атласно-белых листах берёсты. Написанное сохранялось навечно. Так наша белая берёза отблагодарила русских людей за заботу о ней — сделала их грамотнее. Светлая, она напомнила людям:
— Ученье — свет, а не ученье — тьма.
Творческий рабор текста, используя методику В.А. Бородиной
1)Прогноз по названию
2)Как бы вы озаглавили этот рассказ?
3)Почему называют берёзу белой?
4)С кем автор сравнивает берёзку?
5)Какую пользу приносит берёза людям?
6)Старинная народная загадка гласит: «Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям колодец, третье – от тьмы свет, четвертое – дряхлым пеленанье». Что за угодья березка предоставляет человеку?
7)Что такое сокодвижение и когда оно бывает?
8)Где хранили берёзовый сок?
9) Для чего делали посуду из бересты?
10) Как называется праздник березки на Руси, который отмечается ранним летом?
11) Какое было правило в старину связанное с берёзой?
12) Как благодарит человек дерево за красоту и доброту?
13) На чем писали в старину?
14) Как иначе называется березовая кора?
15) Чем и как писали на бересте?
16) Как одни словом можно назвать березовый лес (березняк)
17) Кто в своём творчестве воспевал берёзку? (С.Есенин )
18) Назовите знаменитый русский хоровод, связанный с берёзкой? (хоровод на Троицу)
19) Что бы вы могли рассказать еще о берёзке?
20) Назови ласковые слова о берёзке (кудрявая, плакучая, грустная, стройная, тонкая, белоствольная красавица)
21) Придумай загадку про берёзку
(Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье - людям колодец.
Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским бытом. Париться березовым веником - больным на здоровье, освещать жилище лучиной - от тьмы свет, утолять жажду березовым соком - людям колодец.)
Можно поиграть в «Отгадай-ку»
Клейкие почки, зелёные листочки, С зелёной корой Стоит под горой. Пришла весна-красна! Беляна с радости заплакала, Слезами платьице закапала. |
Сок слащен, Сок сгущён, Капает из скважины, Радугой наряженной.
|
Сама чиста, бела, И в дому чистоту навела. |
Белотела девица Солнца вовсе не боится: Конец лету, А загара нету. |
В белом сарафане Стала на поляне. Летели синицы, Села на косицы. |
Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а без волос. |
Стоит Алёнка: платок зелёный, Тонкий стан, и белый сарафан. |
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. |
22) Какие чувства, мысли и образы вызвал у Вас в процессе чтения данный текст?
Лингвистический практикум
1) К какому жанру Вы бы отнесли это произведение?
2) Какова идея текста (основная мысль)?
3) Объясните значение слов: «пригожа», «белолика», «целебное снадобье», «лучина», «светец», «кадушка»?
4) Что означает слово «берёза»?
5) Подберите синонимы к словам: «пригожа», «белолика», «поленья», «лучина», «светец», «кадушка», «влага».
6) Подберите антонимы к этим слова: «стройна», «белолика», «снадобье», «кадушка», «болезнь», «грамотный».
7) Подбери однокоренные слова к слову береза
8) Реши анаграммы. Встречаются ли эти слова в тексте?
Вижесокодние (сокодвижение), локалибе (белолика), жаприго (пригожа), щепорито (топорище), старебе(береста), доснабье (снадобье), мограты (грамоты)
Игра «Гуляй да присматривайся!» или «Добавь слово»
Детям предлагается в игровой форме подобрать к слову береза подходящие по смыслу имена прилагательные и глаголы на основе своих жизненных представлений, а также на основе того, что они узнали из чтения художественной литературы.
Детям нужно правильно и как можно больше подобрать слов-признаков и слов-действий к слову береза.
Береза (какая?) – кудрявая, развесистая, белоствольная, золотистая, русская, грустная, заречная, высокая, плакучая, молодая, стройная, ясная, родная, красивая, ветвистая, и т.д.
Береза (что делает?) – растет, зеленеет, красуется и т.д.
Детям нужно подобрать подходящие по смыслу имена существительные, сочетающиеся с именами прилагательными березовый, березовая.
Березовый … (гриб, сок, веник, лист, пень)
Березовая… (листва, роща, кора, аллея)
Вставьте пропущенные слова
Острой ________палочкой ______слова, а порой и рисунки на ________листах берёсты. Написанное ________навечно. Так наша ________ берёза _______русских людей за заботу о ней - сделала их _______.
Шифрограмма
Найдите среди букв пословицу из текста.
АЗБЙЦУЧЕНЬЕКЕНГШЩСВЕТВАОПЕФНЕЯУЧЕНЬЕМИТЬМА
Ответ: ученье, свет, не ученье, тьма.
Изобразительная станция «Кисточкина».
Нарисуйте берёзку зимой, весной, летом, осенью.
Станция «Поиграй-ка».
1) Найди отличия в картинках (даны две картинки с березками и птичками на ней )
2)Доскажи словечко.
Она весну встречает - Серёжки надевает. Накинута на спинку Зелёная косынка. А платьице - в полоску. Ты узнаёшь... (БЕРЁЗКУ)
|
Ветром клонится, стоит девица, По весне зелено разоденется. У неё сарафан бело-чёрный, А наряд неприметный и скромный. Когда тает снег, слёзы вниз текут. Отгадай, дружок, как её зовут? (Берёзка) |
Зелёные серёжки, Да белый сарафан Одет на тонкий стан У дерева (Берёзки)
|
И красива, и стройна Средь подруг стоит она. Вся в кудряшках и серёжках. Это белая... (Березка)
|
В конце программы можно предложить произведения для дополнительного чтения: Г.Скребицкий «Зелёный шум», Э. Шим «Берёзовый сок», Н.М.Артюхова «Большая берёза», С. Есенин «Белая берёза», И. Бунин «Северная берёза».
Составители: Иванова Елена Михайловна, библиотекарь центральной детской библиотеки МУК «МЦБ Валуйского района»,
Кузнецова Наталья Владимировна, ведущий библиотекарь центральной детской библиотеки МУК «МЦБ Валуйского района».
Для работы над текстом сделана подборка фотоматериалов, иллюстраций и образцов поделок по теме.