Осеева В. А. Волшебное слово: рассказы/ В.А.Осеева. - Москва: ДРОФА* ПЛЮС, 2006. – С.40.
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой - боятся:
- Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь: лесной сторож идет.
- Нет, - говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь - вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка, да и простила.
Вопросы и задания к тексту.
- Прогноз по названию.
- Лингвистический практикум:
2.1 Объясните слова «бранить», «ложь», «повинился».
2.2 Подберите синонимы к словам «бранить», «ложь», «повинился».
2.3 Подберите антонимы к словам «бранить», «ложь».
2.4 Как ты понимаешь выражения:
- Глядь - лесной сторож идет;
- А дед тут как тут?
2.5 Где найти помощь в проверке правильности выполнения заданий?
- Почему рассказ назван «Что легче?» А как ещё можно назвать рассказ?
- В какой стране происходят события? Как вы это поняли?
- Какой лес нам описывает автор? Кто живет в лесу? Что растет в лесу?
- Какое время года описано в рассказе? Как вы это определили?
- Как вы думаете, сколько лет мальчикам? Какие слова из текста могут подсказать нам возраст мальчиков? (мальчики, не подростки и не малыши; в лес пошли втроём –значит не маленькие, а боятся – значит не подростки, попало от родителей – значит ещё дети, где-то от 6 до10лет)
- Как отнеслись к ответам мальчиков дома?
- Почему третий мальчик сказал правду?
- За какие две вины ругали первого и второго мальчиков?
- Что и почему всегда лучше делать?
- Бывали ли с вами такие случаи, когда вы сомневались: правду сказать или солгать? Как закончились ваши истории?
Вставьте пропущенные слова
Вот остановились _____на дороге и думают, __лучше: ______или правду ___?
Пропущенные слова: они, что, соврать, сказать.
Восстановите разрушенный текст
Вот разошлись они по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка -глядь лесной сторож идет.
- Нет, - говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не, будет браниться.
- А я правду скажу, говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идет.
Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь - вдвое.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой - боятся:
- Попадёт нам дома!
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка, да и простила.
Правильно соедините пословицы
1. Кто вчера солгал за собою большую ведет
2. Маленькая ложь тому и завтра не поверят
3. В ком правды нет чем радостная ложь
4. Лучше печальная правда, тот истый герой.-
5. Кто за правду горой навек лгуном стал
6. Однажды солгал в том добра мало
Правильно:1. Тому и завтра не поверят; 2. За собою большую ведет; 3. В том добра мало; 4. Чем радостная ложь; 5.тот истый герой; 6.навек лгуном стал.
Шифрограмма:
Найдите среди букв слова из текста, определите, к какой части текста они относятся.
АВГУДЕЖЗИКЛОМНЫПРУСФЧТОШГЛЕГЧЕДЕЖЗИКЛЭЯ
Ответ: что легче
Список использованной литературы:
Осеева В. А. Волшебное слово: рассказы/ В.А.Осеева. - Москва: ДРОФА* ПЛЮС, 2006. – 64 с.
Автор: Н.М. Шаповалова – библиотекарь центральной детской библиотеки МКУК «ЦБ Волоконовского района»