В первом разделе виртуальной выставки «У каждого времени своя жестокость» представлены произведения Альберта Лиханова, в которых есть моббинг и буллинг.
Моббинг (от англ. mob — толпа) — форма психологического насилия в виде травли члена коллектива группой лиц, а буллинг (от англ. bully — хулиган, драчун, насильник) — психологический террор, избиение, травля одного человека другим. Формы школьного и дворового моббинга и или буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча или отбирание личных вещей и др. И если моббинг и «буллинг» – слова относительно новые, то сами явления известны уже давно. Наверное, дети не придают значения гонению и травле в школе, так как в их возрасте гнобить слабого, другого, чужака считается нормой.
Тема моббинга и буллинга не является основной в книгах Альберта Лиханова, это просто один из моментов в жизни героев, хотя и достаточно важный. Во всех произведениях жертвы моббинга и буллинга, несмотря на все жестокие условия, в которые они попадают, остаются людьми с доброй душой и верой в людей.
Еще одна тема, которую Альберт Лиханов освещает в своих произведениях это ребячье баловство, опасное для жизни, цепляясь железным крюком за сани, которые везет лошадь или борт газогенераторки, прокатиться зимой на коньках в своё удовольствие. Сейчас это ребячье баловство превратилось в зацепинг, когда подростки цепляются, повиснув на поезде, едут или катаются на крышах электричек и поездов.
Многие произведения ценны тем что, автобиографичны, автор передает то, что пережил сам, будучи ребенком, взрослея, дух того времени, теми словами, как он это чувствовал.
Лиханов А. А. Мой генерал: роман для детей [Текст] / Альберт Лиханов .; рис. Юрия Иванова. – Москва: Детство. Отрочество. Юность, 2010. - 301, [1] с. : цв. ил. - (Собрание сочинений для детей и юношества в 15 т. / Альберт Лиханов : т.9).
Роман рассказывает о трех поколениях семьи Рыбаковых. Главный герой книги – сибиряк Антошка, ученик четвертого класса, очень дружит со своим дедом – боевым генералом, учится у него добру, справедливости, умению сопротивляться жизненным невзгодам и быть настоящим человеком. Роман вошел в число произведений, за которые А. Лиханов был удостоен Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской и премии Ленинского комсомола.
В произведении есть булллинг, Антошку преследует и издевается над ним «Злой демон» - одноклассник Киррил Пухов по кличке Газовый баллон. Просто так и за то, что вначале мальчик Антон гордился и хвастался дедом – генералом. Потом он, обманывая одноклассников, стыдился деда, который уже не выглядит генералом, а выглядит обыкновенным пенсионером, не сверкает орденами, не носит фуражку, а одевается просто, без лоска. Лучшие друзья отвернулись от Антона, поддержать некому.
Лиханов А. А. Звезды в сентябре: маленькая повесть [Текст] / Альберт Лиханов. – Москва: Детская литература, 1967. - 48 с.
В маленькой повести «Звезды в сентябре» эвакуированный из-под бомб мальчик Лека и его одноклассница Анюта, живущие в деревне Суднишонки, идут искать упавшую с неба звезду, чтобы принести счастье жителям своей деревни, в каждый дом которой пришла похоронка
А в школе, в которой они учатся, есть клички у детей, например Санька Рыжий по фамилии Соловьев, Нюська – Светлячок, у главного героя Валерия – Лека, Лелечка. Дразнил и Лёка Сашку Соловьева: «Рыжий пёс яичко снёс, старой бабушке отнес», за что получил в нос, а Сашка дразнил Лёку с Нюськой «Жених и невеста! Жених и невеста!» и все одноклассники смеялись, но ребячьи обзывательства на Лёку не действовали.
Лиханов А. А. Магазин ненаглядных пособий: повесть [Текст] / Альберт Лиханов ; худож. Святозар Остров. - Москва: Детство. Отрочество. Юность, 2014. - 100, [3] с. : цв. ил., портр. (Русские мальчики. Роман в повестях).
Повесть о мальчишках, о дружбе, разногласиях, школе, мечтах. После ЧП, произошедшего с новеньким в классе сербом Витей Борецким, в его адрес посыпались унизительные насмешки, и приклеилась обидная кличка. Защищая Витю Борецкого, Коля, главный герой повести, пересел к нему за парту, чем вызвал ревность друга с первого класса, Вовы Крошкина. Витька подружился с Колей и научил пользоваться фотоаппаратом, фотографировать, печатать эти фотографии. После чего Коля всерьез начал увлекаться фотографированием, ходить в фотокружок и даже превзошел в этом деле нового друга. Бывшие друзья Крошкин и Коля потом помирились, благодаря скелету. Коля сфотографировал Витьку в обнимку со скелетом, тем самым вызвав изумление и уважение невыносимого задиры Крошкина.
Лиханов А. А Мужская школа: роман [Текст] / Альберт Лиханов ; худож. Святозар Остров. - Москва: ДОМ, 1995. - 302 с. : цв. ил.
Книга была удостоена международной детской литературной премии имени писателя Владислава Петровича Крапивина в 2006 году. Роман «Мужская школа» написан от первого лица. События происходят в сложные времена.
Закончилась Великая Отечественная война. После войны подростковая преступность выросла. Мальчишки воровали, дрались, сбивались в агрессивные стаи. Пережившие войну вчерашние выпускники начальной совместной школы приходят в необычную для них «мужскую школу», совершенно не приготовленные к жестокой ненависти, к людской мерзости. Здесь только сила была управительницей жизни. Герой, спокойный домашний мальчик, мирно проучившийся под крылом доброй учительницы в начальной смешанной школе, попадает на горячую перековку в чисто мужской и отнюдь не доброжелательный коллектив. Поначалу было все – и жестокое преследование героя книги, издевательства, обидные клички, драки, травля, матерщина, бойкот, «темная», остракизм. Нелепое вмешательство недалекой матери, только усугубившее ситуацию, и попытки разобраться самому ни к чему не приводили. Классом рулили неформальный лидер Рыжий Пес Щепкин и мелкий подручный уголовников Коряга, неоднократный второгодник, по возрасту давно перегнавший своих одноклассников. Вот это стайное стадное чувство напасть на любого, кто слабее – оно отчасти поощрялось самим созданием чисто мужских школ. Выбраться из глухой ямы можно было, только доказав, что ты хоть в чем-то превосходишь остальных, и этим стало игра в «чеканочки».
Лиханов А.А. рассуждает в романе о людской мерзости и ненависти, о жесткости, о власти жестокости.
Лиханов А. А. Чистые камушки : повесть [Текст] / Альберт Лиханов ; рис. Евгения Шукаева. - Москва: Детство. Отрочество. Юность, 2018. - 192 с. : ил.
Повесть «Чистые камушки» о трудной жизни маленького человека, отец главного героя - Михаськи живым пришел с фронта. Но, строя новую жизнь, отец и мать предают самих себя, чистоту своей прежней жизни.
В повести также рассказывается о том, что Николай Третий, потому он что считался как царь или Савваттей, так прозвали Кольку Савватеева, который учился в соседней школе в седьмом классе, чаще зимой до школы угрожая, обшаривал ребят из начальной школы, отбирая скромную еду, взятую из дома. Иногда он выхватывал из сумки тетрадку или учебник, бросал их себе под ноги и вытирал об них свои валенки. Все боялись кары ужасного Савватея. Отбирал он еду и у Михаськи, даже отобрал отцовский альбом, с марками еще довоенными, взятый из дома без спроса. Михаську, пытавшегося вернуть альбом с марками, ударил в нос, так, что потекла кровь. Михаська и другие ребята натерпелись от Савватея. Но главный герой смог отбить у Саваттей, друга Сашку Свиридова.
Лиханов А. А. Музыка: повести [Текст] / Альберт Лиханов ; рис. Юрия Иванова. - Изд. 2-е. - Москва: Детская литература, 1976. - 208 с. : ил.
Маленький и трогательный рассказ. Мама и бабушка решили отдать в музыкальную школу четвероклассника Колю. После провального экзамена, Коля всё равно попадает на обучение к дальней родственнице семьи. Когда-то Зинаида Ивановна изучала музыку, а сейчас даёт выступления в кинотеатре, перед показами фильмов. В одном классе с Колей учится девочка Нина, она не только лучшая ученица, но ещё зачислена в музыкальную школу в отличие от Коли. А тут ещё рыжий Юрка, вечно подстерегающий Колю на пути в музыкалку и норовящий дать пинок или оплеуху, поставил синяк, обзывал, довёл до слёз. И как-то всё в жизни не складывается – Нина посмеивается над Колей и не смотрит на него, Юрка не даёт проходу, да ещё и музыка… эта ненавистная музыка! Коле как будто медведь на ухо наступил, и как этого не понимает бабушка!
История интересна тем, как мальчик постепенно приходит к правильному решению - занятия музыкой это не для него. Ведь каждый должен заниматься своим делом, тем ремеслом, к которому лежит душа. Коля говорит Зинаиде Ивановне, что он больше не будет ходить на занятия по музыке, потому что у него нет таланта и ему от этого становиться легко, что он смог честно признаться в этом. Он также дает отпор рыжему Юрке, своему мучителю.
Лиханов А. А. Фулюган с большой дороги: повесть [Текст] / Альберт Лиханов ; худож. Мария Пинкисевич. - Москва: Детство. Отрочество. Юность, 2016. - 60, [3] с. : цв. ил., портр. (Русские мальчики. Роман в повестях).
«Фулюган» — это подросток Лёнька, которого звали так с насмешкой и некоторой опаской. Каждое утро по дороге к школе он оббирал слабых младшеклассников. Что там у них в портфелях-то было? Самое главное — еда. Она-то и была основной добычей. Но иногда и удавалась поживиться чем-то посущественней. Так вот у Кольки, от лица которого ведётся рассказ, этот малолетний бандит отнял кляссер с марками, красное яблоко. «Вокруг Леньки всегда крутились разнокалиберные тени… Тени эти обеспечивали невозможность сопротивления».
Ленька был заводилой, но только не в хороших делах. Больше всех и лучше всех он катался зимой на коньках по дороге, прицепляясь железным крюком к проезжающим машинам. Опасное занятие, которое до добра не довело: Леньку задавила машина, правда, не насмерть. Но обеих ног он лишился.
Повесть написана от первого лица.
Лиханов А. А. Кикимора: повесть : [Текст] / Альберт Лиханов ; худож. Святозар Остров. - Москва: Детство. Отрочество. Юность, 2014. - 92, [3] с. : цв. ил., портр. (Русские мальчики. Роман в повестях).
В повести, написанной от первого лица, речь идет о конюхе Мироне, человеке с выжженной душой, которого автор называет Кикиморой. Конюх постоянно обижает и бьет лошадь. В отместку герой прицеплялся большим крюком за сани Мирона, смеялся демоническим смехом, смеялись и другие огольцы, а конюх хлестал кнутом и не доставал до мальчика. Мирон надбавил кнут и рассек огольцу щеку, пришлось накладывать швы.
«В ту пору был развит такой спорт. Загибали железную проволоку, накручивали коньки -…- прямо на валенки, и на улице цеплялись за какой-нибудь транспорт: за лошадь или за редкую машину». Мог так ехать «целый состав» из мальчишек. Цепляться к машинам было опаснее, много было одноруких и одноногих мальчишек после такого катания, разбитых носов и шишек.