Традиции живая нить

Музыкальные и танцевальные традиции - это важная часть культурного наследия региона. Они отражают повседневную жизнь, праздники и бытовые ситуации. Певческая традиция Белгородчины – яркая, звонкая, открытая. Это обусловлено ширью полей и лугов, открытым пространством, темпераментом местных жителей. В большой чести были хороводные песни, и их приуроченность к определенному времени года.


В селах, входящих в состав Белгородско-Курской части края, основу песенного репертуара составляют сезонные хороводные песни их разновидности: «карагоды», «танки», «ширинки» (хороводы с вышитыми полотенцами). Уникален музыкальный фольклор Белгородско-Воронежской части края. В некоторых районах здесь сохранились лирико-эпические песни о борьбе русских с татарами. В местной песенной лирике тексты часто излагаются от лица мужчин. Это связано с периодом освоения Дикого поля и строительством городов-крепостей на южных рубежах.


Самобытен песенный фольклор Белгородско-Оскольской части края. Особые сезонные песни тут есть для каждой даты земледельческого календаря: святочные, масленичные, семицкие, покосные, жатвенные, полевые. Можно услышать типичные для русского юга лирические песни, звучащие на «посиделках», во время уличных гуляний. На формирование народных танцев повлияли одежда, природные и социальные факторы.


Пересек. Самобытный танцевальный прием. Один исполнитель выбивает ногами ровный ритм, остальные «накладывают» на него другой ритм – пересекающий. Предполагают, что такой танец имитирует процесс молотьбы зерна несколькими цепами.


Танок. Характерное движение в танце танок — хождение широкими рядами, взявшихся под руки. Множество разных, подчас довольно сложных хореографических построений — «танок» в четыре ряда, в два ряда, «петельками», «кривой», «в кругу», «ширинки». Водить их начинали, как только подсохнут пригорки весной, а завершали с началом активных полевых работ.


Жалейка. Инструмент еще называют «пищик». Состоит из трех отдельно изготовляемых частей: дудочки, рога и пластинки-язычка. Чтобы жалейки были более звучными, их делали из сухого камыша или тростника.


Кугиклы. Разновидность многоствольной флейты. Изготавливают из камыша, бузины. Обычно, кугиклы включают в себя две-три дудочки. На кугиклах играют только женщины, чаше всего ансамблем из двух-трех человек.


Традиции Белгородской области нашли свое отражение в блюдах, которые передаются из поколения в поколение. Белгородская кухня – это настоящая гордость местных жителей.


В старину за обеденным столом собиралась вся семья. У каждого было свое, постоянное место. После трапезы хозяйка обязательно убирала всю посуду, вытирала столешницу, стряхивала настольник. Оставлять неприбранный стол не полагалось.


Зерновые культуры были основой крестьянского стола. К древнейшим кушаньям можно отнести кисели: овсяные, ржаные, пшеничные. Огромную роль играла репа. А старинный сорт стригуновского лука, выведенный на Борисовской земле, пользуется почетом до сих пор. Мясо появлялось на столе далеко не каждый день, даже у зажиточных семей.


На Рождество главным лакомством была кутья, сладкая каша из неразмолотого зерна. На Масленницу главенствовали блины, тонкие и толстые. Часто их готовили с припеками (рыбой, луком, грибами). В Вербное воскресение пекли булочки «китьки» в виде цветков вербы, размером с кулак. На Пасху, по традиции пекли куличи и красили яйца. Первое яйцо делилось поровну на всех домочадцев. На Троицу готовили традиционные караваи. На Медовый спас повсеместно пекли булочки, пампушки, оладьи с медом и маком.


Роговатовская «катанка». В селе Роговатовом, Староосколького района готовили редкое блюдо. Катанка – это особым образом приготовленное пшено. Промытую крупу выкладывают в специальный деревянный лоток, добавляют туда смесь из яиц, молока и муки и долго-долго катают руками, а после высушивают на сковороде или в печке.


Кислые галушки – десерт родом из села Кощеево Корочанского района. Лет ему примерно столько же, сколько и деревне: больше трехсот. Для начала надо приготовить лапшу. Для этого из яиц, молока и муки замешивают плотное тесто, потом раскатывают его в жгут и режут на тонкие кусочки. Их обжаривают на сковороде до золотистого цвета, дают остыть и заливают компотом – причем непременно вишневым. Едят галушки спустя какое-то время, чтобы они напитались жидкостью и набухли. А в тарелку обязательно добавляют вишенки.


Лапшевник. Традиционной десерт Волоконовского района готовят из лапши, молока, яиц, сливок, сахара и специй по вкусу. Он похож на запеканку. Едят лапшевник обычно холодным, поливая вареньем. Можно приготовить его и не сладким, с различными добавками.


Лёпанцы. Так называют небольшие пирожки с разными начинками, чаще всего с картофелем и жареным луком. Отличительная черта лёпанцев в том, что их лепят как вареники, но жарят на сковороде.


Народное искусство и ремесла – это уникальное наследие Белгородской области. Оно отражает душу и талант людей, их умение создавать настоящие произведения искусства из простых материалов.


На Руси с глубокой древности необходимые в быту вещи крестьяне делали сами. Секреты мастерства трепетно хранились и передавались по наследству. Традиционные мужские занятия были связаны с обработкой дерева, металла, камня, глины, кожи. Женские – с тканями.


Умелые руки мастеров создавали подлинные шедевры, которые сохранились и до наших дней.


Кузнечное дело. Ремесло, которое существовало в нашем крае еще до татаро-монгольского нашествия. Труд ковальщиков, как их еще называли, всегда пользовался спросом и считался одним из самых уважаемых. Они подковывали коней, изготавливали и чинили доспехи и оружие. Для крестьян и горожан изготавливали косы, топоры, серпы, а также гвозди для строительства. Кузницы селились в основном на окраинах сел, так как работа была связана с использованием открытого огня. Кузни работали круглый год. Летом- по заказам селян, зимой - местных торговцев. В 19 веке в Хотмыжске в свободное время дома изготавливали крестики, кольца, и серьги.


Гончарное дело. Одним из самых древних ремёсел нашего края считается гончарное. Археологи выяснили, что горшки из глины использовались на территории Белгородчины еще в новокаменном веке, 5000-2000 лет до нашей эры. В XVIII веке гончарное ремесло стало самым распространенным. Больше всего мастеров было в слободе Борисовка. У каждого горшечного мастера были свои секреты. И места, где можно было взять глину. Одним из важных этапов была обработка поверхности посуды. У приезжих торговцев покупали свинец и глазурь. Чистый свинец в обработке давал желтую поливу, добавляя медный купорос, получали зеленую, марганец – красную. Иногда сосуды украшали орнаментом.


Старооскольская глиняная игрушка. В окрестностях города Старый оскол издавна лепили из глины игрушки-свистульки. Для фигурок использовали белую глину, а сверху уже расписывали жидкой глиной красного цвета – ангбогом. Формы игрушек поначалу были условны, например, фигурки людей – без четко вылепленных лиц и деталей. Лепка игрушек была преимущественно женским занятием. Глаза и рот мастерица рисовала тонкой палочкой, а нос делала, просто защипывая часть глины. Фигурки людей отражают характерные черты своей эпохи. Так, в XVII веке типичная игрушка – всадник, воин. В начале XIX века появляются всадники в характерном головном уборе – двууголке. Появляются женские фигурки – барыни, они делались в шляпках, по моде тех лет.


Иконопись. Когда в Борисовке начала развиваться иконопись, точно неизвестно. В середине XVIII века многие мастера здесь уже зарабатывали только росписью, не занимаясь земледелием или скотоводством. Борисовские иконы пользовались большим спросом далеко за пределами края, их увозили на Кавказ, в Сербию и Болгарию. Краски для икон замешивали в основном на яичном желтке, разбавляли его водой или хлебным квасом. А в качестве консерванта добавляли поваренную соль. Само ремесло иконописи после революции 1917 года исчезло. Спустя почти сто лет борисовская иконопись стала возрождаться. При Тихвинском женском монастыре учат традиционному ремеслу создания и обрамления икон.