Судьбы, ставшие историей

img

Святитель Иоасаф Белгородский

Святитель Иоасаф (Иоаким Андреевич Горленко, 1705 – 1754) – епископ Белгородский и Обоянский. Многие поколения православных белгородцев почитают его как небесного покровителя своей малой родины.

Святитель Иоасаф был и остается правилом веры и образом милосердия. Нам нужно следовать примеру его жизни. Где бы ему ни пришлось совершать свое служение, он объединял и русских, и украинцев, и жителей Севера, и южных областей…

Патриарх Алексий II

Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, родился в знатной и богатой семье. В миру его имя было Иоаким Горленко. После нескольких лет прилежной учебы юноша, которому едва исполнилось восемнадцать, решил стать монахом.

В 1742 году, он посетил Санкт-Петербург и Москву, где в придворной церкви он произнес проповедь, которая тронула императрицу Елизавету Петровну. В июне 1748 года он принял сан епископа Белгородского и Обоянского.

Он делал все, чтобы повысить образовательный и нравственный уровень местного духовенства, заботился о храмах и учебных заведениях.

Святитель Иоасаф обладал литературным талантом. Кроме духовных сочинений он оставил краткую автобиографию и фамильные записки.

4 сентября 1911 года состоялась канонизация святителя, а его мощи покоились в серебряной раке в Свято-Троицком соборе. В память о святом в сентябре 2011 года на месте бывшего Троицкого собора была освящена часовня святителя Иоасафа Белгородского, а рядом с ней реконструирована «пещерка» - склеп, где изначально находились его мощи.

img

Василий Рубан

Василий Григорьевич Рубан (1742-1795) – литератор, переводчик и издатель. Он был в числе тех, кто в век Просвещения впервые прокладывал пути российской изящной словесности. Его творческое наследие упомянуто во всех учебниках по истории отечественной журналистики.

«И в прозе, и в стихах и день, и ночь трудяся, Нередко бодрствовал, спать сутки не ложася; Чрез то и зрение, и слух мой потерял И более служить уже не в силах стал»

В. Рубан

Василий Рубан родился в семье мелкопоместного дворянина. В юности получил прекрасное образование. Среди его товарищей по университету были известные впоследствии литераторы: Денис Фонвизин, Ипполит Богданович, Михаил Чулков. Василий Рубан отличался хорошим знанием иностранных языков: древнегреческим, латинским, немецким, французским, польским и турецким.

В 19 лет опубликовал в журнале «Полезное увеселение» свой первый литературный труд – перевод с латыни: «Папирия римского отрока, остроумные вымыслы и молчание».

Литератор прославился как сочинитель гимнов, од и похвальных надписей, посвященных различным важным событиям. Одна из известных «Надпись к камню, назначенному для подножия статуи императора Петра Великого».

За всю свою жизнь Василий Рубан работал протоколистом в межевой экспедиции Сената, переводчиком с турецкого языка в коллегии иностранных дел, секретарем Григория Потемкина-Таврического, а после стал заведующим иностранной перепиской и переводчиком с польского языка военной коллегии.

Василий Рубан получил известность как книгоиздатель: публиковал старинные рукописи и современные сочинения по истории и географии.

img

Степан Дегтярёв

Степан Аникиевич Дегтярёв (1766-1813) – композитор, руководитель знаменитого шереметевского крепостного театра. Его творчество составило целую эпоху в истории русской музыки. Он прославился как автор первой отечественной оратории.

«Слушая Дегтярёва, невольно ловишь себя на чётких зрительных ассоциациях… Богатейшие миры заложены в этой музыке. Их еще предстоит открывать и открывать»

В. Пасхалов, композитор, музыковед

Степан Дегтярев родился в семье крепостных крестьян графов Шереметевых. С ранних лет проявлял редкие музыкальные способности и талантливого мальчика заметили и отправили в подмосковную усадьбу Кусково – совершенствовать свои таланты при крепостном шереметевском театре.

Шереметевы дали Степану прекрасное музыкальное и общее образование, а так же позволили посещать Московский университет, где изучал русскую словесность, французский и иностранный языки.

Будучи одним из наиболее образованных и талантливых музыкантов своего времени, Дегтярёв оставался крепостным, что очень его тяготило. Музыкант находился в полной зависимости от графа – карманных денег не выдавали, а продавать свои сочинения не позволяли.

Наиболее известное произведение композитора – оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1811). На фоне наступления Наполеона и нарастающих патриотических настроений оратория имела большой успех у публики. Так же оратория исполнялась на открытии памятника Минину и Пожарскому в Москве.

img

Иван Двигубский

Иван Алексеевич Двигубский (1771 – 1838/1840) – ученый-энциклопедист, естествоиспытатель. Сорок лет своей жизни он отдал служению Московскому университету, пройдя путь от студенческой скамьи до поста ректора, в эпоху, когда российская наука только обретала собственный язык.

«Избрание Двигубского на должность ректора было благотворным для Московского университета: оно укрепило позиции передовой науки, консолидировало лучших представителей университетской профессуры»

В. Ремарчук, заслуженный преподаватель МГУ

Родился в городе Короча, в семье священнослужителя. По настоянию получил духовное образование. Однако юношу интересовали естественные науки и его дальнейшее обучение продолжилось в Московском университете, в котором отделение врачебных наук он закончил с золотой медалью.

Молодому профессору, первому из российских ученых, было поручено читать в университете курс химической технологии. Через некоторое время он составил первый отечественный учебник по этому предмету.

В 1812 году здания университета практически полностью сгорели. Погибли библиотека с великолепным собранием русских рукописей, архив, музей, лаборатории с научным оборудованием. В апреле 1813 года Иван Алексеевич возглавил кафедру физики и активно участвовал в восстановлении демонстрационного курса лекций и физического кабинета. Несмотря на тяжелое положение университета, профессора и студенты уже 1 сентября 1813 года приступили к занятиям.

Двигубский написал около 40 научных работ. Он стал автором одного из первых учебников физики. Ему принадлежат иллюстрированные описания животного мира России и определители растений. Он составил 12-томную энциклопедию практических сведений по сельскому хозяйству.

img

Михаил Щепкин

Михаил Семенович Щепкин (1788 – 1863) – великий русский актер, один из родоначальников русской актерской школы, основоположник реализма в отечественном сценическом искусстве.

Щепкин принадлежит к числу немногих истинных жрецов сценического искусства… Его игра – творческая, гениальная… Торжество его искусства состоит в том, что… он умеет заинтересовать зрителей судьбой простого человека и заставить их рыдать и трепетать

В. Белинский

Будущий гений русского театра родился в семье крепостных, принадлежавших графам Волькенштейнам. Там он впервые увидел представление в домашнем театре. Свою первую роль – слуги Розмарина в комедии «Вздорщица» А. П. Сумарокова, он сыграл в 1880 году во время учебы.

Творческая дорога Щепкина началась с игры в частных театрах провинции. Судьба подбросила ему счастливый билет — на сцене его однажды увидел М. Н. Загоскин, драматург, работающий в конторе театров Москвы. Удачно дебютировав в Москве, Михаил Семенович получил приглашение в московский Императорский театр. Переехав в Москву, он познакомился с Пушкиным и Мицкевичем, Гоголем и Тургеневым, увлекся творчеством Грибоедова.

Пушкин, чтобы подвигнуть Щепкина к созданию мемуаров, сам написал зачин: «Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке…» - и затем передал перо актеру. Щепкинские «Записки актера» отличаются наблюдательностью, остроумием и ярким языком.

Став признанным корифеем, Щепкин относился ответственно к каждой роли, учил текст наизусть, выстраивал мизансцены, расставлял необходимые акценты. Пройдет сто лет, и Константин Станиславский скажет, что именно таким и должно быть «вживание в образ».

img

Николай Голицын

Князь Николай Борисович Голицын (1794 – 1866) – русский музыкант, музыкальный критик и меценат. В его время занятия изящными искусствами для аристократа считались хорошим тоном. Но всерьез предпочитать музыку блестящей офицерской карьере – такой выбор для многих в его кругу казался странным.

Биография славных мужей, посвятивших всю жизнь свою на пользу Отечества и обязанных своим возвышением собственному достоинству, есть должная дань их памяти.

Н. Голицын

Князь Николай Борисович Голицын родился в одной из знатнейших семей Российской империи. Родители отправили Николая учиться в Пажеский корпус, считавшийся самым престижным учебным заведением.

Началась Отечественная война 1812 года и 17-летний юноша был отправлен в действующую армию сражаться за Родину. Он геройски проявил себя в боях на Бородинском поле, при взятии Парижа, был неоднократно ранен, награжден многочисленными орденами. Позже также героически участвовал в войне на Кавказе.

Как музыкант Голицын стал одним из основателей русской школы виолончелистов. Дал более 400 благотворительных концертов. «Однажды, - вспоминал Голицын, - мне пришло на ум написать лично Бетховену и спросить его, не согласится ли он сочинить для меня три новых квартета». Эти произведения вошли в историю музыки под названием «Голицынских».

Голицын был одним из первых переводчиков стихотворений Пушкина на французский язык и присылал свои переводы автору.

img

Владимир Раевский

Владимир Федосеевич Раевский (1795 – 1872), поэт и публицист, участник Отечественной войны 1812 года, вошел в историю России как «первый декабрист». Пройдя через тюрьму и ссылку, он сохранил свои гражданские убеждения.

«Не наслаждайся удовольствиями, кои стоят слёз твоему ближнему… Государь должен быть милостив, но законы должны быть строги…»

В. Раевский. Прописи для солдатской школы

Владимир Раевский родился в семье отставного майора, предводителя старооскольского дворянства. Воспитывался Раевский в Московском университетском пансионе, где учился вместе со многими будущими декабристами.

Юность нашего земляка совпала с Отечественной войной 1812 года. За доблесть в Бородинском сражении получил золотую шпагу, за сражение под Вязьмой орден Анны четвертой степени.

С юности и до глубокой старости Владимир Федосеевич писал стихи. Дружил с Александром Пушкиным, именно великий русский поэт за сутки предупредил его о неминуемом аресте. На следующий день революционера арестовали и отправили под надзором в Кишинев. Так Раевский вошел в историю как первый декабрист.

Владимир Раевский был лишен дворянского чина, орденов и сослан на поселение в село Олонки, Иркутской области навечно. Не унывая поэт успешно занимался сельских хозяйством: устроил парники, выращивал арбузы и дыни; купил мельницу, завел лошадей; устроил школу для крестьянских детей. Вольнолюбивая лирика самого Раевского воспевает идеалы золотого века русской поэзии: свободу, честь, любовь к Отчизне:
«Друзья! В пылу огней сраженья
Обет наш: «Пасть иль победить!».

img

Николай Станкевич

Николай Владимирович Станкевич (1813-1840) – талантливый литератор, мыслитель и общественный деятель. За свою короткую жизнь он не успел в полной мере раскрыться как поэт и философ. Его заслуга в другом: созданный им кружок единомышленников для целого поколения стал идеалом благородной дружбы и бескорыстного поиска истины.

«Он был нашим благодетелем, нашим учителем, братом нам всем, каждый ему чем-нибудь обязан»

Т. Грановский

Родился в дворянской семье. Вскоре его отец приобрел имение Удеревка в Бирюченском уезде (ныне Алексеевский район Белгородской области).

В 1830 году Станкевич поступил в Московский университет на словесное отделение, где развился его интерес к русской истории, сформировались убеждения. В 1831 году он собрал вокруг себя группу единомышленников, с которыми пылко обсуждал проблемы философии, истории; защищалась идея свободы человеческой личности, не обходили своим вниманием и искусство.

Вдохновенное юношеское общение в кружке Станкевича Тургенев впоследствии воссоздал в роман «Рудин»: «Сошлись человек пять-шесть мальчиков, одна сальная свеча горит, чай подается прескверный и сухари к нему старые-престарые; а посмотрели бы вы на все наши лица, послушали бы речи наши! В глазах у каждого восторг, и щеки пылают, и сердце бьется, и говорим мы о Боге, о правде, о будущности человечества, о поэзии – говорим мы иногда вздор, восхищаемся пустяками, но что за беда!... Эх! Славное было время тогда…».

img

Иван Путилин

Иван Дмитриевич Путилин (1830-1893) – тайный советник, первый начальник петербургской сыскной полиции. Современники и потомки называли его гением сыска и русским Шерлоком Холмсом. Еще при жизни он стал героем детективов.

«По природе своей Путилин был чрезвычайно даровит и как бы создан для своей должности. Необыкновенно тонкое внимание и чрезвычайная наблюдательность… соединялись в нем со спокойной сдержанностью, большим юмором и своеобразным лукавым добродушием»

А. Кони

Будущий легендарный сыщик родился в семье мелкого чиновника. Учиться в детстве ему довелось мало, поскольку семья испытывала трудности с деньгами и уже в 14 лет Иван начал работать. При содействии старшего брата, служившего в министерстве внутренних дел, Путилин поступает в полицию.

Начав службу в полиции с самой низшей должности, Путилин, благодаря своему трудолюбию и природному таланту, вскоре стал начальником петербургской сыскной полиции, и ни одно значительное дело в те годы не расследовалось без его участия или не под его руководством. Он показал себя находчивым и изобретательным сыщиком. Нередко он переодевался в одежду чернорабочего или бедняка, рискуя жизнью, посещал постоялые дворы, где собирались преступники, узнавая замыслы воров и грабителей.

Весь бесценный опыт Путилина вошел в арсенал первого оперативно-розыскного подразделения полиции Санкт-Петербурга, созданного в 1866 году сразу после судебных реформ, проведенных самодержцем Александром II. Блестящий сыщик заслуженно был назначен первым начальником подразделения и в течение 40 лет возглавлял сыск Российской империи.

Иван Дмитриевич оставил после себя мемуары «Сорок лет среди грабителей и убийц», позднее богатый архив выдающегося сыщика был приобретён столичными издателями. На его основе была создана целая серия остросюжетных рассказов.

img

Владимир Шухов

Владимир Григорьевич Шухов (1853-139) – выдающийся русский инженер, архитектор, изобретатель, учёный. Почетный член Академии наук СССР, Герой Труда. Внес значительный вклад в развитие технологий нефтяной промышленности. Впервые в мире применил для строительства стальные сетчатые оболочки, которые в XXI веке стали одним из главных средств авангардной архитектуры.

«Владимир Григорьевич Шухов – гордость русской науки. Многое из сделанного им действительно было «впервые в мире», «крупнейшее в мире» и «самое совершенное в мире и наиболее экономичное»

Академик И. Бардин

Владимир Шухов родился в небогатой дворянской семье. В 1871 году поступил в Московский государственный технический университет имени Баумана, который окончил с золотой медалью.

Шухов по праву считается одним из основателей отечественной нефтяной промышленности. Он сконструировал и построил первые цилиндрические резервуары из металла для хранения нефти и нефтепродуктов, первый нефтепровод с подогревом, разработал проекты нефтетанкеров, а также насосов для подъема нефти из скважин. А также открыл крекинг – процесс получения бензина.

Спроектированная им Шуховская башня стала самым высоким сооружением в России. В этом проекте он впервые применил собственное изобретение - метод «телескопического монтажа». Кроме того, под руководством Шухова построены сотни мостов по всей России - через Оку, Волгу, Енисей. Он же спроектировал вращающуюся сцену МХАТа и легкие арочные конструкции перекрытий. Его арки можно увидеть, например, на стеклянном своде московского ГУМа.

Все изобретения Шухова отличались прочностью, простотой сборки и экономической рентабельностью. Шухову приходилось использовать всю свою смекалку в совокупности с блестящими знаниями физики и математики. В итоге у него получались уникальные работы, равных которым не было ни в одной другой стране мира.

img

Лавр Проскуряков

Лавр Дмитриевич Проскуряков (1858-1926) – крупнейший российский специалист по мостостроению рубежа XIX - XX веков, основоположник нового направления в проектировании и строительстве мостов. Награжден золотой медалью парижской Всемирной выставки 1900 года.

«То, что настоящий инженер – всегда еще и художник, верно для любой эпохи… Прекрасный пример тому – мосты, возведенные по всей России, в том числе и в Москве, Лавром Дмитриевичем Проскуряковым»

Г. Эпельцвейг, конструктор

Выдающийся мостостроитель родился в небогатой семье сельского священника. В институте путей сообщения Лавр Проскуряков увлёкся строительной механикой и проектированием мостов.

Проскуряков первым в Европе отказался от сложных по конструкции и расчётам многорешётчатых мостовых ферм. Он спроектировал ферму с одной треугольной мощной решёткой, что обеспечило точное распределение в конструкции усилий от подвижной нагрузки.

Транссибирская магистраль стала главной и самой крупной в России стройкой конца XIX – начала ХХ века. Именно для неё Проскуряков конструировал железнодорожные мосты общей длиной 7 тысяч километров.

С постройкой моста открылось постоянное сообщение по Средне-Сибирской линии Транссиба. От Москвы до Красноярска стало возможно доехать за 11 суток: космическая скорость по тем временам!

Другим триумфом инженера стало «Амурское чудо» - грандиозный железнодорожный мост через Амур возле Хабаровска. Его длина составила 4 километра. Хабаровский мост завершил создание Транссибирской магистрали.

Жюри парижской Всемирной выставки 1900 года возглавлял Гюстав Эйфель, автор знаменитой Эйфелевой башни. Увидев модель моста через Енисей, он пришел в восхищение и сказал Проскурякову: «Этим проектом Вы сразили меня… победа за Вами…».

img

Владимир Костенко

Владимир Полиевктович Костенко (1881 – 1956) – выдающийся российский и советский инженер-кораблестроитель, один из организаторов судостроения в СССР, лауреат Сталинской премии. Автор 90 публикаций по гидродинамике, броневой защите кораблей, организации судостроительного производства, а также книги воспоминаний о Цусимском сражении. Под его руководством созданы первые отечественные транспортные суда, построены судостроительные заводы в Комсомольске-на-Амуре и Северодвинске.

«Судьбы людей таковы, что их либо быстро забывают после смерти, либо, наоборот, они все больше и больше вырастают в нашей жизни как живые памятники прошлого и светочи жизни»

М. Костенко

Братья Костенко родились в дворянской интеллигентной семье земского врача и учительницы. После обучения в гимназии старший Владимир блестяще окончил курс кораблестроительного отделения Морского инженерного училища императора Николая I. Он получил золотую медаль, а фамилию Костенко занесли на мраморную доску. В это время началась Русско-японская война, и молодого инженера отправили на достройку броненосца «Орёл», а затем вместе с кораблём на Тихий океан. В мае 1905-го началось Цусимское сражение: броненосец, на котором Костенко установил систему быстрого выравнивания крена, держался на воде с десятками пробоин.

img

Михаил Костенко

Михаил Полиевктович Костенко (1889 – 1976) – выдающийся советский электротехник, специалист по электрическим машинам и моделированию энергосистем, основатель научной школы электромашиностроения. Дважды лауреат Сталинской премии, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР.

«Судьбы людей таковы, что их либо быстро забывают после смерти, либо, наоборот, они все больше и больше вырастают в нашей жизни как живые памятники прошлого и светочи жизни»

М. Костенко

Михаил Костенко поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, но уже через год перешёл в электротехнический институт, который закончил уже после революции, занялся преподавательской и научной работой. В начале 1920-х его командировали в Англию. Там молодой учёный вместе с Петром Капицей, позже ставшим лауреатом Нобелевской премии по физике, разработал конструкцию первого в мире импульсного генератора.

img

Зинаида Серебрякова

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884 – 1967) – известная художница, участница объединения «Мир искусства», представительница знаменитой творческой династии. Ее имя тесно связано с Белгородской землей. Здесь она пережила самые счастливые периоды своей жизни, здесь были созданы лучшие, самые важные для нее произведения, хранящиеся теперь в крупнейших музеях России и ближнего зарубежья.

«Современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть «модным» или «не модным» и требуют от художника постоянного «обновления», а по-моему художник должен оставаться самим собой»

З. Серебрякова

Родилась в семье известной в мире искусства, поэтому развитие творческих способностей Зинаиды поощрялось с ранних лет. Она принадлежала к одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Окончив в 1900 году женскую гимназию, Зинаида поступила в художественную школу, основанную княгиней Марией Тенишевой.

В 1910 году на VII выставке Союза художников Зинаида Серебрякова громко заявила о себе автопортретом «За туалетом». «Здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное…

Особенности творчества художницы Зинаиды Серебряковой: простота и изящество линий, сдержанность, пластичность, ясность. Особенно выделяются в наследии Серебряковой многочисленные автопортреты, портреты детей, а также сцены народного быта, которые в ее исполнении приобретают мифологичность, выходят с бытового уровня на бытийный.

img

Михаил Эрденко

Михаил Гаврилович Эрденко (1885 – 1940) – известный скрипач, педагог, композитор. Он без преувеличения всей душой откликнулся на революционные события в России. Для него, выходца из социальных низов и «инородца», эпохальные перемены принесли победу справедливости и возможность служить народу своим искусством.

«Тебе отдаю свою душу, Великий Русский Народ, и звуками своей скрипки призываю тебя к борьбе за революцию!»

Девиз, начертанный на скрипке М. Эрденко

Его дед и отец играли на скрипке в небольшом оркестре, который пользовался известностью в уезде. С самых ранних лет отец обучал его игре на скрипке. Уже в четыре года Михаил играл с отцом на свадьбах, а к 5 годам дал свой первый концерт. Великолепной игрой маленького музыканта заинтересовалась известная старооскольская купчиха Маргарита Кобзева. Она организовала сбор денег, и Миша поехал учиться в губернский город Курск.

С 14 лет учился в музыкальной школе при Московской консерватории, которую окончил с малой золотой медалью в 1904 году. С этого же времени стал преподавать в музыкальном училище в Самаре.

В 1909 году Михаил Эрденко и его жена Евгения случайно оказались в Ясной Поляне, в имении великого русского писателя Льва Толстого. «Он так сыграл, что в душу ударил… я никогда не слышал, чтоб кто‑нибудь так играл», — сказал тогда Толстой.

В качестве композитора, Михаил Эрденко сочинил «Сонату в старинном стиле» для скрипки и фортепиано, ряд скрипичных пьес, романсов, каденции к концертам Паганини и Брамса, оставил несколько редакций и транскрипций пьес Шопена, Венявского, Брамса, Поппер, Чайковского, Рахманинова, Алябьева.

img

Василий Ерошенко

Василий Яковлевич Ерошенко (1889 – 1952) – писатель символист, просветитель, педагог. Его называют человеком мира. За свою жизнь он изучил различные языки Запада и Востока, посетил два десятка стран, но где бы он ни был, всегда помнил о Родине.

… Мир, в котором он живет, не целиком реальный; это страна прекрасного будущего, утопия… поэтический, почти сказочный мир.

Лу Синь, китайский поэт

Родился в семье зажиточных крестьян. В четыре года в результате тяжелой болезни он лишился зрения. Родители отправили его в Московскую школу для слепых детей. Там Василий Яковлевич по большей части самостоятельно научился играть на гитаре, а позднее на скрипке.

Одной из задач своей жизни Ерошенко считал оказание помощи незрячим детям с целью превращения их в полноценных членов общества. С этой целью Ерошенко посещает страны Востока: Тайланд, Бирму, Индию., пропагандируя гуманный подход и обучение незрячих.

Живя в Китае, он сблизился с известным писателем Лу Синем, преподавал эсперанто в Пекинском университете, вел литературную деятельность. Здесь им были написаны произведения: «На берегу», сказки «Сердце орла», «Тесная клетка», «Розовые облака», «Рассказы засохшего листа». Они проникнуты симпатией к китайскому народу. Ерошенко стал одним из первых русских, кто высказался за необходимость реформы китайской письменности. Живя в Туркмении создал рельефно-точечный алфавит на туркменском языке, которым пользуются до сих пор, разработал систему образования и воспитания незрячих.

img

Николай Ватутин

> Николай Федорович Ватутин (1901 – 1944) – выдающийся военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. Он признан классиком военного искусства. Проведенные им операции вошли в учебники по стратегии. В гитлеровских штабах Ватутина уважительно называли Гроссмейстером.

«Генерал Ватутин по заслугам снискал себе общее признание и всенародную любовь. Его имя… навсегда связано с нашими победами под Сталинградом и Курском, при форсировании Днепра и освобождении Киева, на Правобережной Украине»

А. Василевский, Маршал Советского Союза

Родился в крестьянской семье. Он с отличием окончил церковно-приходскую школу в родной деревне, а затем столь же успешно – двухклассное училище в Валуйках. До 18 лет жил и работал на малой родине.

В 1940 году Николай Федорович получил высокую должность начальника Оперативного управления, а затем и вовсе назначен 1-м заместителем штаба. Из воспоминаний самого Жукова: «В нем было чрезвычайно развито чувство ответственности за порученное ему дело, а в сочетании с живостью ума и уникальным умением очень коротко и ясно излагать свои мысли делало из него отличного военачальника».

Проявил себя наилучшим образом во время Сталинградской битвы, где ему было доверено командование Юго-Западным фронтом. В марте 1943 года принял участие и в Курской битве, где, армии пришлось выдержать тяжелейший артиллерийский обстрел противника. В ходе контрнаступления под его командованием было прорвано плотное кольцо обороны немецкой армии. Солдаты про своего генерала говорили просто: «Там где Ватутин, там и победа».

В 1944 году, возвращаясь в штаб, попал в засаду и был обстрелян. Не смотря на все усилия врачей, генерал умер о заражения крови.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06 мая 1965 года генералу армии Ватутину Николаю Федоровичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

img

Владимир Басов

Владимир Павлович Басов (1923-1987) – известный советский кинорежиссёр, актер и сценарист, народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Участник Великой Отечественной войны, награжден боевыми орденами и медалями. На показы его кинолент выстраивались очереди, его роли запомнились нескольким поколениям российских зрителей.

«Его любили даже завистники. За неоспоримый талант фантазера-реалиста, для которого основой всего была неотразимая правда жизни»

М. Швейцер, кинорежиссер

Родился в семье военного и сельской учительницы. Вместе с родителями колесил по всей стране: Средняя Азия, Поволжье, Кавказ и, наконец, Москва, где он окончил десятилетку.

Вынашивая планы стать актером, в 1941 году Басов намеревается поступить во ВГИК, однако внезапно грянувшая война перечеркивает все планы юноши, который решает отправиться на фронт в качестве добровольца. В боях Басов проявил себя как бесстрашный и доблестный воин, чем заслужил уважение сослуживцев. Но тяга к творчеству никуда не делась даже в то жестокое время. Пребывая на фронте, активно занимается самодеятельностью, и вместе с такими же активистами дает около 150 концертов для бойцов Красной Армии.

Однако, не смотря на то, что ему пророчили карьеру военного, он все же добивается своего, начав изучать режиссерскую профессию во ВГИКе.

Наиболее значительными творениями Владимира Басова как режиссера считают сериал «Щит и меч» и фильм «Битва в пути».

Но наиболее полюбился зрителю Басов благодаря блестящему участию в ленте «Я шагаю по Москве».

Он снялся более чем в 80 фильмах и везде был неподражаем. Оригинальная внешность актера и способность перевоплотиться в любой образ сделали Владимира Павловича всенародным любимцем.

img

Станислав Косенков

Станислав Степанович Косенков (1941 – 1993) – известный художник-график, лауреат международных конкурсов. Однажды он записал в своем дневнике: «Главное – постоянно держать себя на высокой нравственной ноте в жизни и искусстве. Только так художник-иллюстратор может встать на один духовный уровень с теми великими книгами, которые он переводит на язык графики».

«Владея всеми видами печатной графики в высшей степени, он создал за короткую жизнь свою обильную серию картин, за которую российская культура должна быть гордой и благодарной мастеру…»

Художник-график С. Никиреев

С малых лет мечтал стать художником. После окончания семи классов поступил в Курское художественное училище, в 1967 году закончил Харьковский художественно-промышленный институт.

Огромное влияние на формирование личности художника оказало военное детство. Ему не было и двух лет, когда на Прохоровском поле развернулось одно из самых страшных танковых сражений в истории войны. Он часто приезжал на места боёв, погружаясь в воспоминания. Так родилась серия работ «Прохоровское поле» – Детство», «Хлеба не кошены», «12 июля – день памяти. Год любой», «Борозда памяти» – которая была создана на рубеже 1980-х годов и получила широкую известность.

Он всегда искал свой стиль, свою тему – работая в офорте, рисунке, живописи. Но его настоящим призванием стала линогравюра. Косенков не первый, кто использовал эту технику, но в таком масштабе в России еще никто не работал. Именно здесь он показал все возможности и грани этого вида искусства.

В такой технике он проиллюстрировал около пятидесяти книг, как великую классику, так и современных ему авторов. Графика Станислава Степановича неоднократно отмечена высокими наградами. В 1982 году Станислав Косенков был удостоен звания «Заслуженный художник РСФСР».

Назад