Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет сайта
Изображения
Межбуквенный интервал:
Виртуальный тур Тел. +7 (4722) 27-53-58

В. И. Даль "Война грибов с ягодами" (9-10 лет)

МКУК «ЦБС Красненского района»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ  РАЙОННАЯ МОДЕЛЬНАЯ

ДЕТСКАЯ  БИБЛИОТЕКА

(Материалы для ИГРОТЕКИ)

         Для анализа и обыгрывания нами выбрана сказка В.И. Даля «Война грибов с ягодами», предназначенная для внеклассного прочтения с детьми младшего школьного возраста - учащихся 4 класса.

         Работа с данным текстом   поможет учащимся:

- составить представление о русском фольклоре;

- познакомиться с литературным творчеством В.И. Даля, его толковым словарём;

- получить представление о литературной сказке и обработке народной сказки;

- при анализе художественных достоинств сказки через лексическую игру развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи;

- получить дополнительные знания по темам «Природные явления» и «Грибы».

В.И. Даль

Сказка «Война грибов с ягодами» 

         Красным летом всего в лесу много - и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, - думает боровик, всем грибам голова, - нас, грибов, сила великая - пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!»

         Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать:
- Идите вы, волнушки, выступайте на войну!

         Отказалися волнушки:

- Мы все старые старушки, не повинны на войну.
-  Идите вы, опёнки!

         Отказалися опёнки:

- У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
-  Эй вы, сморчки! - крикнул гриб-боровик. - Снаряжайтесь на войну!
         Отказались сморчки; говорят:

-  Мы старички, уж куда нам на войну!

         Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
- Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
         Откликнулись грузди с подгруздками:

- Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем!
         Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.

         «Ну, быть беде», - думает зеленая травка.

         А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара - широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки - в кадушки, опёнки  - в бочонки, сморчки - в бурачки, груздки - в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили да и продали.
         С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

 

Ход анализа сказки.

 

1. Первичное знакомство с текстом сказки. (Просмотр видеозаписи сказки В.И. Даля «Война грибов с ягодами» помогает детям составить зрительные образы и создаст эмоциональный  настрой к обсуждению произведения).

 

2. Беседа по жанровой принадлежности текста.

- На какую русскую народную сказку похожа эта сказка? («Как грибы с горохом воевали» русс. нар. сказка).

- Перед нами - литературная сказка на народный сюжет. Как вы это понимаете, что такое обработка сказок? (Сохраняется сюжет, герои, язык, идея, особенности текста).

- Чем обработка отличается от записи народной сказки? (Писатель, обрабатывая народные сказки, делает текст более грамотным, подчёркивает его достоинства, сохраняет сюжет, персонажей).

 

3. Краткие сведения об авторе.

- Вспомните, чьи сказки советовал читать А.С. Пушкин? (Владимира Даля.)

- Главным делом жизни Владимира Ивановича Даля было собирательство русских слов, пословиц и поговорок русского народа. Итогом его многолетней работы, принёсшим ему славу, стал «Словарь живого великорусского языка». За свою жизнь Даль собрал 200 000 слов. (Демонстрация словаря)

          

4. Работа с текстом.  Языковые особенности сказки.

Задание №1: Словарная работа.

- В этом словаре есть слова и выражения, которые мы употребляем с вами каждый день, и те, значения которых мы совсем не знаем. Давайте откроем этот словарь. (Из словаря выпадают подготовленные заранее полоски со словосочетаниями из текста: помочь скликать, не повинны на войну, сподряд брать, попал в вязку, грибной дождь).

- Найдите эти словосочетания в тексте сказки.

- Какого словосочетания в сказке нет, но оно вам хорошо знакомо? (грибной дождь).

- Объясните это выражение. (Ответы детей).

- Сверка этого выражения по словарю Даля. Дожди бывают разные, и для каждого народ придумал меткое название:

Ситник или ситничек (от слова сито) - мелкий дождь.

Ливень - проливной дождь, самый сильный.

Сеногной - дождь во время покоса.

Грозный дождь - с грозой.

Косохлест, подстега - косой дождь с ветром.

Лепень - снег с дождем.

Грибной дождь - теплый и мелкий.

Физкультминутка - игра «Грибной дождь»

(Игра поможет снять физическую усталость и  напряжение, поможет почувствовать сопричастность к действию сказки - «созидающее чтение»).

         Ребята! Представьте, что мы с вами в лесу и скоро начнётся дождь. Посмотрите на небо, над нами тучи нависли! Сейчас пойдет дождик! Вот уже упала...

         - Одна капелька (все хлопают по ладони одним пальцем)

         - Две капельки (все хлопают по ладони двумя пальцами)

         - Три капельки (все хлопают по ладони тремя пальцами)

         - Четыре капельки (все хлопают по ладони четырьмя пальцами)

         - Пошел тёплый мелкий дождь (все хлопают в ладоши)

         - И начали расти грибы (бурные аплодисменты стоя)

 

Затем все повторяется в обратном порядке и наступает тишина, дождь прекращается, можно собирать грибы.

Задание №2: Работа с синонимами.

Как вы понимаете выражение «красным летом»? Подберите синоним к слову «красный» (красивый, тёплый, хороший).

        

Задание №3: Народные приметы лета.

Назовите летние месяцы. Какие приметы летних месяцев описаны в «Месяцеслове»? (В обработке Г.М. Науменко).

 Дети читают:

Июнь лето открывает,

Цвет черёмуха роняет,

Поёт в роще соловей

И всё больше жарких дней.

 

Июль – средний месяц лета,

Вся земля уже согрета

И на ниве золотой

Рожь колышется стеной.

 

Август в лес гулять зовёт,

Вырос там грибов народ,

Растут ягоды, орехи

Рвут ребята для потехи.

 

Задание №4: Работа с образами сказки.

1. Перечислите всех героев сказки. (Ягоды, грибы, девки и тётка Варвара).

2. Как делятся грибы? (Съедобные и несъедобные).

 3. Викторина «Соберём в лукошко»

(Карточки, на которых изображены грибы: съедобные и несъедобные. Дети отбирают и складывают в лукошко только хорошие грибы) 

- О каких грибах говорится в сказке? (О съедобных: белый гриб, волнушки, опёнки, сморчки, грузди и подгруздки).

- Что задумал гриб-боровик? (вести войну против ягод). Почему? Найдите ответ в тексте. («…Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит!...»).

- Найдите подтверждение того, что гриб-боровик - главный герой сказки. (Составление словесного портрета гриба-боровика). 

         («…гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается…», «…думает боровик, всем грибам голова…», «…задумал-загадал боровик войну…», «…рассердился гриб, прогневился боровик, и крикнул он громким голосом…»).

        

- Какие грибы он призвал на помощь и кто откликнулся на призыв гриба-боровика?

 

Игра «Узнай гриб по описанию» (Заранее заготовлены карточки, с текстовым описанием героев).

 

Карточка №1. «... - Мы все старые старушки, не повинны на войну…» (волнушки).

Карточка №2. «… - У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!...» (опёнки).

Карточка №3. «… -  Мы старички, уж куда нам на войну!...» (сморчки).

Карточка №4. «… - Мы …, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем!...» (грузди с подгруздками).

 

Задание №5: Работа с рифмой.

В сказке чувствуется близость к стихотворной речи, найдите в тексте спрятавшиеся рифмы.

 (…старушки - волнушки,

 тонки - опёнки,

 старички - сморчки,

грузди - братья дружны,

Варвара - широкие карманы,

волнушки - в кадушки,

опенки - в бочонки,

сморчки - в бурачки...).

 Почему речь простых людей оживлялась рифмой? (Рифма - своеобразная игра слов. Рифмованные приговорки помогали в обыденной, а порой и  тяжёлой  работе).

 

Задание №6: Работа по лексическому значению слов.

Объясните лексическое значение следующих слов и выражений:

красное лето - красивое, тёплое лето;

сидючи  - сидя, восседая;

пыжиться - стараться изо всех сил что-нибудь сделать. Держать себя напыщенно, важничать;

из земли прёт - идёт, лезет;

гневается - сердится, злится;

вишь - видишь;

в чести - в почёте;

ныне - сейчас;

всем грибам голова - старший;

глядючи - смотря;

стал помочь скликать - стал на помощь звать;

не повинны - не хотим;

кичливая ягода - горделивая ягода;

пята - пятка;

грозная рать - сильное войско;

сподрят - подрят;

бурачки - свёкла.

 

Задание №7: Работа с устойчивыми сочетаниями слов и просторечиями.

Найдите и отметьте в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для русского простонародного языка. (Под дубочком сидючи на грибы глядючи, сила великая, сладка ягода, помочь, полным-полненько, всем грибам голова,…).

- Найдите в тексте просторечия: (помочь окликать, из земли прёт, отказалися и др.). 

- Как вы думаете, почему Даль, пересказывая сказку, сохранил их?

(Потому, что они ему нравились, он хотел сохранить народный колорит русской сказки, очень любил русское простое народное слово).

- Даль сам обогащал сказки народными пословицами, загадками.

 

Задание №8: Чтение сказки в лицах.

Иллюстративные материалы для работы с детьми при изучении грибов, их запоминания и описания

ФОТОМАТЕРИАЛЫ "Иллюстрации грибов"

ФОТОМАТЕРИАЛЫ "Художники рисуют грибы"