Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет сайта
Изображения
Межбуквенный интервал:
Виртуальный тур Тел. +7 (4722) 27-53-58

С Романовский "Русь" (10-12 лет)

МКУК «ЦБ Ивнянского района»

Центральная детская библиотека

Игротека для читателей 10-12 лет

«РУСЬ»

 

Романовский С. Сказочный мир //. - №11. – 2015. – С.10

 

         Слышали ли вы такое слово «Русь»? Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Что же означает это слово?

         На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.

         Моя хозяйка, Анна Ивановна, как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:

         - Цветочек-то погибал, я его вынесла на русь – он и зацвел!

         - На русь? – ахнул я.

         - На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

         Осторожно спрашиваю:

         - Анна Ивановна, а что такое русь?

         - Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, Русая девушка. Русая рожь – спелая. Не слыхал, что ли никогда?

         Я слова вымолвить не могу.

         У меня слезы из глаз от радости.

         Русь – светлое место!

         Русь – страна света, солнца, добрых людей.

         Милая светоносная моя Родина, Русь, Россия!

 I. Вопросы и задания к тексту:

Прогноз по названию

Что вы ожидаете от произведения под таким названием?

Почему рассказ так называется? Как вы назвали бы рассказ?

 

Работа со словарем:

  1. Что означает слово «Русь»?
  2. Откуда пришло к нам это слово?
  3. Как вы понимаете словосочетание «из седой древности»?
  4. Подберите синоним к слову «Русь».
  5. Объясните слова «древность», соколик», «изба».

    Литературно-языковой блок:

  6. Какие знаки препинания были в тексте?
  7. Выберите из текста имена существительные.
  8. Выберите из текста имена прилагательные.
  9. На сколько частей можно разделить текст.
  10. К какому жанру Вы бы отнесли это произведение.
  11. Какие мысли, чувства, образы возникли у Вас в процессе чтения этого текста?
  12. Оцените степень влияния этого текста на Вас.

    Исторические знания:

  13. Отличаются ли по смыслу слова «Русь» и «Россия»?
  14. Почему наши предки называли нашу Родину на просто Россия, а «Святая Русь»?

    Общая эрудиция:

  15. Какие пословицы вы знаете со словом «Русь»?
  16. Назовите сказки, где встречается слово «Русь».

    Творческое задание:

  17. Сделайте иллюстрации к рассказу.

 

 II. Закрепление текста

Вставьте пропущенные слова: 

         Я слова _______________ не могу.

         У меня слезы из глаз _______________.

         ___________ – светлое место!

         Русь – страна ________, солнца, добрых людей.

         ______________ светоносная моя Родина, Русь, Россия!

Пропущенные слова: вымолвить, от радости, Русь, света, милая.

 

Восстановите разрушенный текст

         Моя хозяйка, Анна Ивановна, как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:

         - Цветочек-то погибал, я его вынесла на русь – он и зацвел!

         - На русь? – ахнул я.

         - На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

         Осторожно спрашиваю:

         - Анна Ивановна, а что такое русь?

         - Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, Русая девушка. Русая рожь – спелая. Не слыхал, что ли никогда?

 

Слышали ли вы такое слово «Русь»? Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочно слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Что же означает это слово?

 

Я слова вымолвить не могу.

         У меня слезы из глаз от радости.

         Русь – светлое место!

         Русь – страна света, солнца, добрых людей.

         Милая светоносная моя Родина, Русь, Россия!

 

На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. 

Шифрограмма

Найдите среди букв слова из текста, определите к какой части текста они относятся.

ЙЦТНЕДЛРУСЬПЕВАЯОЭЮЙЫФЩЧХБУАИЙФРЬЖГ

Ответ: русь, первая.