С Романовский "Русь" (10-12 лет)
Романовский С. Сказочный мир //. - №11. – 2015. – С.10
Слышали ли вы такое слово «Русь»? Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Что же означает это слово?
На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.
Моя хозяйка, Анна Ивановна, как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
- Цветочек-то погибал, я его вынесла на русь – он и зацвел!
- На русь? – ахнул я.
- На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.
Осторожно спрашиваю:
- Анна Ивановна, а что такое русь?
- Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, Русая девушка. Русая рожь – спелая. Не слыхал, что ли никогда?
Я слова вымолвить не могу.
У меня слезы из глаз от радости.
Русь – светлое место!
Русь – страна света, солнца, добрых людей.
Милая светоносная моя Родина, Русь, Россия!
I. Вопросы и задания к тексту:
Прогноз по названию
Что вы ожидаете от произведения под таким названием?
Почему рассказ так называется? Как вы назвали бы рассказ?
Работа со словарем:
- Что означает слово «Русь»?
- Откуда пришло к нам это слово?
- Как вы понимаете словосочетание «из седой древности»?
- Подберите синоним к слову «Русь».
- Объясните слова «древность», соколик», «изба».
Литературно-языковой блок:
- Какие знаки препинания были в тексте?
- Выберите из текста имена существительные.
- Выберите из текста имена прилагательные.
- На сколько частей можно разделить текст.
- К какому жанру Вы бы отнесли это произведение.
- Какие мысли, чувства, образы возникли у Вас в процессе чтения этого текста?
- Оцените степень влияния этого текста на Вас.
Исторические знания:
- Отличаются ли по смыслу слова «Русь» и «Россия»?
- Почему наши предки называли нашу Родину на просто Россия, а «Святая Русь»?
Общая эрудиция:
- Какие пословицы вы знаете со словом «Русь»?
- Назовите сказки, где встречается слово «Русь».
Творческое задание:
- Сделайте иллюстрации к рассказу.
II. Закрепление текста
Вставьте пропущенные слова:
Я слова _______________ не могу.
У меня слезы из глаз _______________.
___________ – светлое место!
Русь – страна ________, солнца, добрых людей.
______________ светоносная моя Родина, Русь, Россия!
Пропущенные слова: вымолвить, от радости, Русь, света, милая.
Восстановите разрушенный текст
Моя хозяйка, Анна Ивановна, как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
- Цветочек-то погибал, я его вынесла на русь – он и зацвел!
- На русь? – ахнул я.
- На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.
Осторожно спрашиваю:
- Анна Ивановна, а что такое русь?
- Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, Русая девушка. Русая рожь – спелая. Не слыхал, что ли никогда?
Слышали ли вы такое слово «Русь»? Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочно слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Что же означает это слово?
Я слова вымолвить не могу.
У меня слезы из глаз от радости.
Русь – светлое место!
Русь – страна света, солнца, добрых людей.
Милая светоносная моя Родина, Русь, Россия!
На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.
Шифрограмма
Найдите среди букв слова из текста, определите к какой части текста они относятся.
ЙЦТНЕДЛРУСЬПЕВАЯОЭЮЙЫФЩЧХБУАИЙФРЬЖГ
Ответ: русь, первая.